Posted 18 октября 2021, 06:35
Published 18 октября 2021, 06:35
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Счетная палата (СП) РФ считает, что отсутствие инвестиций из ликвидной части средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), превышающей 7% ВВП в 2022 году, может привести к снижению темпов роста российской экономики. Об этом говорится в заключении контрольного ведомства на законопроект о федеральном бюджете 2022–2024 годы.
Как, в частности, указывает СП, «несмотря на факторы неопределенности в развитии мировой экономики, согласно прогнозу социально-экономического развития (СЭР) на 2022–2024 годы, после восстановительного роста 2021 года российская экономика будет расти неизменным темпом 3% в год».
«Рост экономики в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза будет происходить при увеличении добычи нефти в рамках ОПЕК+, расширении внутреннего потребительского спроса за счет устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения и внутреннего инвестиционного спроса. Также для достижения заявленных в среднесрочном прогнозе темпов роста ВВП необходимо эффективное выполнение мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, национальными проектами и стратегическими инициативами правительства Российской Федерации», — отмечает ведомство.
При этом, подчеркивается в материалах, «обязательным условием выхода на целевые темпы роста экономики является их реализация в полном объеме, что создает риски недостижения прогнозируемых темпов роста ВВП». «В тексте среднесрочного прогноза отмечается, что сдерживающее влияние на экономический рост будет оказывать произошедшее в 2021 году ужесточение денежно-кредитной политики. При этом еще одним условием реализации базового варианта является инвестирование ликвидной части ФНБ свыше 7% ВВП уже в 2022 году. Однако в проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ОНЕДКП) такая возможность не учтена. Банк России рассматривает расходование средств ФНБ как один из проинфляционных рисков на среднесрочном горизонте. При этом откладывание инвестирования средств ФНБ на более поздний срок приведет к более низким темпам роста ВВП, как это прогнозируется в консервативном варианте», — предупреждает Счетная палата.
Она констатирует, что «стимулом для ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал должны стать меры по расширению инвестиционного потенциала экономики, включающие инвестирование ликвидной части ФНБ сверх 7% ВВП». «При этом в среднесрочном прогнозе отсутствует информация о том, каким образом, на какие проекты и в каких объемах будут направлены средства ФНБ. Кроме того, в среднесрочном прогнозе не приводится информация о механизме привлечения как внутренних инвестиционных ресурсов, так и иностранных инвестиций. Не указаны основные инструменты перезапуска инвестиционного цикла, в том числе соответствующие инициативы правительства Российской Федерации. Не приводится информация о реализации крупных инвестиционных проектов, планируемых в среднесрочной перспективе. По мнению Счетной палаты, необходимо детальное обоснование прогнозируемого опережающего инвестиционного роста», — призывают в ведомстве.
Кроме того, полагает СП, «предусмотренные в базовом варианте среднесрочного прогноза темпы роста инвестиционного импорта и промышленного производства не обеспечат заявленные темпы роста инвестиций в 2023–2024 годы, так как в указанный период динамика инвестиций в основной капитал, показателей роста промышленного производства и инвестиционного импорта рассогласованы».
В СП также считают, что «оценка инфляции 2021 года представляется излишне оптимистичной — 5,8% (в базовом варианте)».
Ведомство видит и риски для обеспечения устойчивости бюджетов регионов РФ из-за большого объема долгов. «Сохраняются риски в обеспечении устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов, связанные с существенным объемом долговых обязательств, особенно по отдельным субъектам Российской Федерации и муниципалитетам», — указывается в документе.
В целом, добавляет Счетная палата, российская экономика, согласно прогнозу СЭР на 2022–2024 годы, будет расти неизменным темпом 3% в год. Однако, сомневаются в ведомстве, «обеспечение роста экономики по 3% в год является довольно амбициозной задачей: за последние 10 лет прирост российского ВВП не превышал 2,8% в год (в 2018 году), несмотря на рост инвестиций в основной капитал около 5% в год (в 2017 и 2018 годах)».