Posted 1 сентября 2021, 14:40
Published 1 сентября 2021, 14:40
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
Отсутствие четких правил игры на рынке новостных агрегаторов мешает становлению этого сегмента, считает журналист и медиа-аналитик Сергей Никитский. «Возникает большой соблазн использовать инструменты недобросовестной конкуренции», — отметил он в комментарии «Росбалту».
В качестве примера Никитский привел недавнюю информационную атаку на российский новостной агрегатор Lentainform, который ряд анонимных Telеgram-каналов и СМИ обвинили в накрутке 40% новостного трафика.
Пять лет назад, напомнил Никитский, аналогичные обвинения были выдвинуты в адрес издания РБК одной из структур, оценивающей качество трафика. Не предоставившим доказательств обвинителям тогда пришлось приносить публичные извинения. Но сейчас ситуация изменилась: противостояние государств на международном уровне, в том числе в информационной сфере, обострилось до предела, и некоторые недобросовестные игроки рынка пытаются сыграть на этом хайпе, считает аналитик.
Обвинения против Lentainform вышли на новый уровень, когда агрегатору попытались приписать «иноагентство», хотя, согласно данным открытых реестров, она имеет российских учредителей.
По мнению Никитского, травля Lentainform, а также другого новостного агрегатора — «24СМИ» — не столько вредит самим этим компаниям, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке, сколько дискредитирует весь рынок. А злоупотребление темой иностранных агентов не помогает выстраивать инфраструктуру суверенного интернета с опорой на отечественные СМИ, включая новостные агрегаторы.
Тем более что государство сейчас только вырабатывает четкие правила игры на информационном рынке в целом и в отношении новостных агрегаторов в частности. Так, в 2016 году регулятор отказался от инициативы фактически приравнять новостные агрегаторы к СМИ, возложив на них функции проверки публикуемого контента. Минцифры аргументировало свою позицию тем, что новостные агрегаторы являются лишь средством доставки контента, и возлагать на них несвойственную работу по его оценке и обработке было бы неправильно.
В итоге Роскомнадзор сформировал реестр новостных агрегаторов, утвердив, что таковыми признаются ресурсы посещаемостью от 1 млн пользователей в сутки. Была ограничена и доля участия иностранных компаний и физлиц в капитале новостных агрегаторов. В реестр было включено лишь четыре компании, он не обновлялся с 2017 года. К примеру, Lentainform, который является лидером сегмента, в реестре отсутствует. При этом компания заявляет, что все равно добровольно выполняет все требования регулятора, применяемые к другим игрокам рынка.
По мнению Сергея Никитского, чтобы регуляторные инициативы носили завершенный характер, нужно предпринять ряд шагов. Во-первых, обновить реестр новостных агрегаторов, включив в него все компании, являющиеся объектом регулирования. А во-вторых, сместить регуляторный фокус на аудит качества трафика независимыми организациями. Это не только сделает рынок более цивилизованным, но и поможет купировать любые информационные угрозы.