Posted 26 июля 2021, 06:59
Published 26 июля 2021, 06:59
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Поставщики российских товаров с большим углеродным следом будут платить в бюджет Евросоюза не менее 1,1 млрд евро в год, когда власти европейских стран начнут в полной мере взимать трансграничный углеродный налог, официально предложенный Еврокомиссией 14 июля. Это следует из расчетов РБК по методике, подтвержденной в Минэкономразвития (МЭР).
Исходя из объемов импорта 2020 года, налог затронет российские поставки в ЕС на сумму почти 7 млрд евро (7,3% от прошлогоднего общего импорта товаров из России в Евросоюз), а в натуральном выражении — 16,3 млн тонн (в 2019 году — 18,4 млн тонн). Для России налог будет фактически равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров -1,1 млрд от 7 млрд евро.
Больше всего предстоит заплатить за ввоз железа и стали из России — 655 млн евро, азотных удобрений — 398 млн евро, что отражает более значительные объемы поставок в тоннах, а также показатели углеродоемкости этих продуктов.
Ранее Евросоюз захотел обложить импортеров «грязных» товаров специальным налогом — первым в мире в своем роде — в целях сокращения выбросов парниковых газов, а также снижения глобальной эмиссии парниковых газов, поскольку дополнительные издержки призваны побуждать производителей уменьшать вредные выбросы. В проекте соответствующего регулирования товарами, с которых будет взиматься углеродный налог, определены: цемент, электроэнергия, удобрения, железо и сталь, алюминий. В будущем углеродный налог может быть распространен и на другие товары, например нефтепродукты (к этому в марте призывал Европарламент).
Напомним, 14 июля 2021 года Еврокомиссия обнародовала свои предложения по сокращению вредных выбросов. Кроме трансграничного механизма углеродного регулирования в них поставлены новые цели по выбросу диоксида углерода автомобилями. Так, предполагается, что к 2025 году он сократится на 15%, к 2030 году — на 55%, а еще через пять лет ЕС планирует полностью перейти на «чистые» машины.
Комментируя данную инициативу, в МЭР заявляли, что идея ввести сборы с импортируемых в Европейский союз товаров в зависимости от их углеродного следа затронет российские поставки железа, стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд.
В министерстве разъяснили, что разработанный Еврокомиссией механизм трансграничного углеродного регулирования предполагает, что металлы, трубы, удобрения, цемент и электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов углекислого газа, который образовался при их производстве. Инициатива предусматривает, что цена тонны газа будет соответствовать средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы ЕС торговли квотами на выбросы.
При этом глава МЭР Максим Решетников надеется, что в ЕС обеспечат соответствие документа нормам ВТО, Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других международных соглашений. Он также усомнился в том, что предлагаемый механизм ЕС и борьба с изменениями климата взаимосвязаны.
По словам Решетникова, Парижское соглашение по климату гарантирует странам право определять, какой метод борьбы с изменением климата для них наиболее эффективен. «Глобальную проблему можно решить только с помощью скоординированных действий всех стран. Тем более что Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли», — отметил министр.