Posted 23 июля 2021, 09:10
Published 23 июля 2021, 09:10
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Он констатирует, что борьба с ростом цен в России «сейчас в центре внимания». «Тема очень актуальная, так как скоро выборы (в Госдуму в сентябре — ред.), а зарплаты растут далеко не у всех. Причины российской инфляции две. В пандемию мировые Центробанки напечатали $10 трлн, и глобальная инфляция стала неизбежной. Российские монетарные власти также в прошлом году подлили масла в огонь. Банк России занизил ключевую ставку до 4,25%, допустив девальвацию рубля и всплеск инфляции. Аналогичную ошибку совершил Банк Турции», — говорится в обзоре эксперта.
Теперь, отмечает он, «по всем правилам монетаристской экономической теории российский мегарегулятор начал цикл повышения ставки». «Очень вероятно, что на заседании в пятницу ключевая ставка будет повышена сразу с 5,5% до 6,5%. На конец года ключевая ставка составит, вероятно, 7%. Банк России полагает, что инфляция выйдет на таргет в 4% во втором полугодии следующего 2022 года, и тогда ключевая ставка, возможно, будет ниже», — указывает Разуваев.
При этом, напоминает он, «последние годы мы слышим единый и агрессивный хор заемщиков — дайте нам ставки как на Западе, то есть около нуля». «В этом едины и компании, и ипотечники, и прочие россияне, предпочитающие жить в кредит. Однако есть и вторая сторона — вкладчики банков. Доходность депозитов должна быть на уровне инфляции, а лучше чуть превышать ее. То есть при таргете (основном ориентире ЦБ РФ — ред.) по инфляции в 4% ключевая ставка должна быть 6-8%», — полагает аналитик.
На его взгляд, «повышая ставку, Банк России поступает правильно». «Регулятор защищает сбережения граждан. На фоне повышения ставки обратного перетока денег с фондового рынка во вклады не будет. Уже сейчас в России 13 млн частных брокерских счетов, а с семьями — это 30-40 млн. Число брокерских счетов россиян продолжит расти. Для того чтобы россияне стали возвращать деньги с фондового рынка во вклады, доходность депозитов должна сравняться с дивидендной доходностью рынка акций. Последняя сейчас находится на уровне 8%», — фиксирует эксперт.
Впрочем, признает он, «рост ставки, конечно, ударит по инфляции, но не изменит ситуацию в корне». «Для реальной борьбы с инфляции России нужен сильный рубль. При нынешних ценах на нефть добиться его не сложно. Министерству финансов достаточно просто прекратить покупать валюту на внутреннем рынке, и эти средства лучше направить на социальные программы и индексацию пенсий. Однако это, конечно, политическое решение. Слабый рубль выгоден Министерству финансов и экспортерам», — поясняет Разуваев, добавляя, что «по большому счету, правительство пока борется с инфляцией лишь на словах, а не на деле».
Как подчеркивает аналитик, «многие россияне считают, что реальная инфляция в России выше официальных цифр». «Обычно называются цифры в 10-15%. Так это или нет? Личная или индивидуальная инфляция у всех своя. Однако экономическая теория гласит, что при капитализме инфляция — это налог на бедных. То есть для наименее обеспеченных слоев инфляция выше официальных цифр, и с этим сложно не согласиться. Сытый голодного не разумеет, у менеджмента нефтегазовых холдингов и чиновников Министерства финансов все неплохо, их в целом все устраивает, в том числе и инфляция, и слабый рубль», — резюмирует эксперт.