Posted 29 июня 2021, 08:16

Published 29 июня 2021, 08:16

Modified 30 марта, 09:10

Updated 30 марта, 09:10

«Все это нехорошо»: Миллиардер из списка Forbes «нашел» слабые стороны экономики России

29 июня 2021, 08:16

У российской экономики слабых сторон больше, чем сильных. Такое мнение в интервью РБК высказал глава инвестиционной компании Finstar Олег Бойко, входящий в топ-100 богатейших бизнесменов России.

По его словам, «слабых сторон гораздо больше: это низкая производительность труда, это вовлечение государства, всевозможных участников в экономическую жизнь». «В том числе и силовых структур, естественно. Все это нехорошо», — сетует бизнесмен.

Кроме того, указал он, в России «выше, чем хотелось бы» риски для частной собственности, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность.

Касаясь участия государства в экономике, Бойко отметил, что большие государственные компании неэффективны.

При этом, полагает миллиардер, из-за низкой производительности труда российские компании будут уступать внешним конкурентам. «У нас нет инновационного лифта. У нас нет, к сожалению, в достаточной степени инновационных институтов, необходимых в совокупности своей. И предпосылок для инновационного роста. Вот это вот печально. Вот это недостаток, безусловно», — добавил Бойко.

Напомним, накануне декан экономического факультета МГУ Александр Аузан в авторской колонке Forbes призвал убрать барьеры для конкуренции, отменить преференции и реформировать институты, с тем чтобы ускорить темпы роста экономики страны.

Добавим также, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан. С 30 марта по 11 мая в рамках борьбы с COVID-19 в стране действовал единый период нерабочих дней (фактически локдаун).

2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил президенту РФ Владимиру Путину первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня главе государства был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн руб.).

В ноябре Путин заявил, что объем антикризисной поддержки из бюджета в период эпидемии составил в России 4,5% ВВП, что помогло смягчить ситуацию в экономике и пройти тяжелый период без необратимых потерь.

По итогам 2020 года российская экономика показала спад на 3% относительно предыдущего года, когда она выросла на 2%. Такое падение российского ВВП — самое сильное с 2009 года (тогда экономика потеряла 7,8%).

Центробанк РФ по итогам заседания 12 февраля спрогнозировал «восстановительный рост российской экономики» в 2021 году на 3–4%. Со своей стороны, Минэкономразвития РФ ожидает роста ВВП в 2021 году на 2,9%.

26 мая Всемирный банк представил доклад, в котором пересмотрел в сторону улучшения свою оценку роста российской экономики в нынешнем году: по базовому сценарию ВВП увеличится на 3,2% вместо 2,9%, предполагавшихся в марте, такая же динамика сохранится и в 2022 году.

Отметим, что, по предварительной оценке Росстата, российская экономика по итогам I квартала сократилась на 1% в годовом сопоставлении.

Однако уже в апреле рост ВВП, по оценке МЭР, составил 10,7% в годовом выражении на фоне низкой базы 2020 года.

Подпишитесь