Posted 27 мая 2021, 11:01
Published 27 мая 2021, 11:01
Modified 30 марта, 11:38
Updated 30 марта, 11:38
Откладывание законодательного обеспечения проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей недопустимо, пришли к выводу участники круглого стола в Госдуме. Обозначенная проблема связана с невозможностью найма врача и фельдшера в каждую автоколонну по стране и необходимостью минимизировать риски ДТП, возникающих из-за неудовлетворительного состояния здоровья водителей.
Круглый стол, который 25 мая провел вице-спикер Госдумы Игорь Ананский, был посвящен нормативному совершенствованию проведения медицинских осмотров работников разных отраслей. В дискуссии приняли участие руководители профильных комитетов Госдумы, Минздрава, Минтранса, Минэкономразвития, эксперты Общественной палаты, некоммерческих объединений, а также разработчики телемедицинских решений.
Система телемедицинских осмотров работников во многом основана на законопроекте о телемедицине 2017 года. Между тем, жизнь не стоит на месте и выдвигает новые требования: технологии. Необходимо законодательно обеспечить внедрение передовых телемедицинских технологий в практику многих профессиональных областей, связанных с риском для жизни работника и окружающих — например, области пассажирских перевозок. По словам Игоря Ананских, нынешняя цель парламентариев — довести процесс до принятия федеральных законов, которые создадут комплексную систему регулирования телемедицинских осмотров для работников на транспорте, объектах энергетики, химической отрасли. Законодатели предложили ввести систему телемедицинских осмотров, не уступающих по качеству очной медицине, которая при этом будет реально работать. Кроме того, телемедицинские технологии являются более экономически выгодными для предприятий.
Одними из первых о готовности внедрять телемедицинские технологии в повседневные практики заявили предприятия угольной промышленности. 18 мая в первом чтении был принят законопроект о госрегулировании в области добычи и защиты угля, в том числе включивший вопросы соцзащиты шахтеров и проведения их медосмотров. Ожидается, что дистанционные медосмотры шахтеров с применением специального оборудования (программно-аппаратных комплексов) позволят усилить контроль за состоянием здоровья работников, и снизить производственный травматизм и риски аварий. Пример угольщиков с интересом изучают представители и других отраслей — энергетической и химической промышленности.
Аналогичная задача давно назрела и в сфере транспорта. Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов отметил: «Мы не можем в каждую автоколонну найти врача, мы даже фельдшера не можем там разместить». Депутат напомнил о пилотных проектах комитета по транспорту, когда несколько сотен водителей были обследованы с помощью мониторинга артериального давления, что позволило у более чем 35% водителей определить ту или иную стадию артериальной гипертензии.
На фоне высокой аварийности с участием водителей каршеринга и услуг такси председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов обозначил ключевую позицию: при наличии периодических медицинских осмотров и грамотно выстроенной диспансеризации телемедицинские технологии — дополнение к медицинской системе, которая сейчас не до конца сформирована. В перспективе, отметил депутат, может идти речь о дистанционном блокировании двигателя транспортного средства профессионального водителя в том случае, если результаты минимального телемедицинского исследования не позволяют водителю управлять транспортным средством и зафиксированы пары алкоголя.
В резолюции круглого стола депутаты Госдумы единогласно указали, что необходимо разработать и оперативно рассмотреть законопроект, который бы позволял работникам проходить медицинские осмотры с помощью телемедицинских технологий. «Откладывание законодательного обеспечения о проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей недопустимо», — сказал зампреда комитета ГД по транспорту Владимир Афонский.