Posted 7 мая 2021, 08:16
Published 7 мая 2021, 08:16
Modified 30 марта, 11:46
Updated 30 марта, 11:46
«Принятый документ поможет стабилизировать ситуацию на топливном рынке, окажет сдерживающее влияние на общую инфляционную динамику», — говорится в сообщении на сайте правительства.
В частности, согласно постановлению, «крупные российские нефтекомпании обязаны отправлять часть топлива на биржу, где независимые АЗС могут купить его по рыночным ценам». «Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, ведь многие доминирующие игроки топливного рынка обладают собственной сетью АЗС», — пояснили в кабмине.
Кроме того, вводится понятие регулярности и равномерности биржевых торгов.
Напомним также, что, по данным Росстата, потребительские цены на бензин в среднем по России с 19 по 25 апреля 2021 года не изменились в процентном соотношении к предыдущему отчетному периоду, как и неделей ранее. При этом было зафиксировано удорожание топлива в 22 центрах субъектов РФ, а сильнее всего цены поднялись в Салехарде — на 0,6%.
В целом, к 26 апреля средняя по стране потребительская цена 1 литра бензина достигла 47,64 руб. (рост на 4 коп. относительно 19 апреля).
Розничная стоимость бензина АИ-92 увеличилась за отчетный период на 2 коп. до 44,97 руб. Бензин марки АИ-95 подорожал также на 2 коп. до 48,56 руб. Цена бензина марки АИ-98 поднялась на 2 коп. до 55,22 руб.
Литр дизельного топлива по данным на 26 апреля в среднем стоил 49,52 руб. — по сравнению с 19 апреля его цена повысилась на 1 коп.
Добавим, что 15 марта на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака профильные ведомства и топ-менеджеры крупных нефтяных компаний пришли к договоренности о том, что корректировка демпферного механизма, от которого зависит цена на бензин на внутреннем рынке, вступит в силу с 1 мая.
Механизм обратного акциза (демпфера) на нефть действует в России с 1 января 2019 года. Он должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки. Цель демпфирующего механизма — стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены. В настоящее время индикативные цены в демпфере индексируются на 5% ежегодно до 2024 года включительно.
Тем временем Минэнерго посчитало целесообразным ограничить сроком на три месяца экспорт топлива из России. Соответствующее предложение содержится в проекте постановления правительства, который размещен на официальном портале нормативно-правовых актов.