Posted 19 марта 2021, 07:09

Published 19 марта 2021, 07:09

Modified 30 марта, 12:06

Updated 30 марта, 12:06

Производители удобрений призвали не использовать дискриминационных мер для регуляции рынка

19 марта 2021, 07:09

В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) раскритиковали проект постановления Минсельхоза по регуляции отпускных цен на минеральные удобрения, предложенный ведомством.

Документ был опубликован во вторник на Федеральном портале проектов правовых актов. В нем предлагается Минпромторгу и Минсельхозу заключить соглашения с производителями и поставщиками минеральных удобрений, а Федеральной налоговой службе и Росстату — обеспечить наблюдение за зафиксированными там ценами. Предполагается, что такой порядок будет действовать со дня подписания постановления до 1 июля 2021 г.

«Федеральной налоговой службе при проведении налогового контроля учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные соглашениями», — предлагается в документе.

В РАПУ заявили, что инициатива «может быть направлена на создание для ряда сельхозтоваропроизводителей дополнительных необоснованных выгод с целью дальнейшего роста их маржинальности за счет финансовых потерь производителей минеральных удобрений».

«При этом она носит дискриминационный характер не только по отношению к производителям минеральных удобрений, но и к тем аграриям, которые заблаговременно приобрели минеральные удобрения, снижая их конкурентоспособность перед сельхозтоваропроизводителями, для которых специалисты Министерства сельского хозяйства РФ предлагают снизить цены. Это прямо противоречит и букве, и духу антимонопольного законодательства», — говорится в комментарии РАПУ.

В объединении считают, что инициатива сводит на ноль все усилия Минпромторга и экономического блока Правительства РФ по запуску нового инвестиционного цикла в промышленности, в том числе в наиболее активном сегменте — отрасли минеральных удобрений.

«Торможение инвестиционных проектов может привести к явным негативным последствиям для российских сельхозпотребителей с точки зрения сжатия ассортимента высокоэффективных инновационных марок минеральных удобрений, необходимых для устойчивого развития сельского хозяйства, а также отразиться на перспективе выполнения планов по обеспечению отечественных аграриев минеральными удобрениями в долгосрочной перспективе с учетом значительного роста потребления с их стороны», — предупреждают в РАПУ.

В организации напоминают, что за прошлый инвестиционный цикл 2013–2020 гг. производители минеральных удобрений инвестировали в развитие более 1,3 трлн руб.

Планы Минсельхоза не реализуемы без наращивания производства минеральных удобрений, учитывая также необходимость увеличения несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Доля отрасли в несырьевом неэнергетическом экспорте в 2020 году составила 4,3%.

Рост АПК в прошлом году составил 5,2%, а количество убыточных предприятий снизилось до 11%. Подавляющее большинство российских сельхозтоваропроизводителей имеют необходимые средства для приобретения минеральных удобрений по рыночным ценам. Тем не менее, специалисты Минсельхоза России ведут целенаправленную работу для того, чтобы ряд аграриев получили минеральные удобрения «по необходимой для них цене».

«Идея более масштабного субсидирования АПК путем принудительно снижения цен на минеральные удобрения, фактически означает поддержку одной экспортно-ориентированной отрасли за счет другой и носит дискриминационный характер по отношению к производителям минеральных удобрений, — считают в РАПУ. — Административное регулирование рынка, принудительное снижение и фиксация цен на продукцию отрасли точно не будет способствовать активизации инвестиционной деятельности. Эти инициативы снизят темпы инновационного развития и как следствие — несут риск при формировании соответствующей практики значительного снижения капвложения производителей минеральных удобрений в увеличение производственных мощностей и создание новых рабочих мест».

Кроме того, предупреждают в РАПУ, фиксация цен на сырьевые и промежуточные ресурсы (к которым относятся и удобрения), в отличии от фиксации цен на конечные продукты питания (как, например, сахар и подсолнечное масло), может быть использована в других странах как основание торговых расследований и введения заградительных пошлин на продукцию российского сельского хозяйства.

Производители удобрений обращают внимание, что российский рынок для них является стратегическим приоритетом. На внутренний рынок поставляется удобрений больше, чем в любую другую страну мира. За последние пять лет российские аграрии увеличили применение минеральных удобрений в полтора раза.

Кроме того, сейчас разница между экспортной ценой на минеральные удобрения и ценой на внутреннем рынке достигает 20-30%. С одной стороны, это позволяет российским экспортерам сельхозпродукции эффективно конкурировать на глобальных рынках продовольствия. С другой — это значит, что производители минеральных удобрений ежегодно опосредованно транслируют в АПК миллиарды рублей своей потенциальной прибыли и инвестиционных ресурсов.

В РАПУ считают существующий комплекс мер по обеспечению доступности минеральных удобрений исчерпывающим.

Подпишитесь