Posted 1 марта 2021, 15:20
Published 1 марта 2021, 15:20
Modified 30 марта, 12:13
Updated 30 марта, 12:13
По его словам, развитие автомобильных дорог в субъектах РФ «важно для укрепления экономики регионов, повышения доступности товаров и услуг для жителей малых городов и сел».
«На прошедшем заседании правительства мы выделили 100 млрд рублей на эти цели. В рамках национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“ средства в течение двух лет получат 69 регионов. В том числе бóльшую часть — 70,5 млрд рублей — в этом году», — указал Мишустин, чьи слова приводит пресс-служба кабмина.
Он подчеркнул, что «задача руководителей субъектов Российской Федерации — полностью и в срок реализовать все запланированные работы по строительству, реконструкции и ремонту дорог, чтобы в городах и сёлах по всей стране люди увидели конкретные результаты этой работы».
Напомним также, в середине ноября 2020 года Счетная палата РФ посчитала целесообразности пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство автомобильных дорог, поскольку такие соглашения в сфере дорожного строительства, как инструмент государственно-частного партнерства, пока себя не оправдали.
«Государство заключает их для оптимизации бюджетных расходов и привлечения частных инвестиций в экономику. Однако ряд нерешенных проблем в сфере дорожного строительства и недостатки самих соглашений не дают достичь поставленные цели и реализовать потенциал „дорожной концессии“ в полном объеме», — говорилось в сообщении ведомства по результатам проверки эффективности реализации пилотных соглашений по строительству двух платных трасс — «Новый выход на МКАД» и «М-11 Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58».
Проверка, в частности, показала, что заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход. Причина такой ситуации — длительная процедура изъятия и оформления земельных участков под строительство дорог.
«К сожалению, сложилась практика заключения концессионных соглашений до решения земельных вопросов, что несет значительные риски срыва сроков строительства объектов и возникновению дополнительных затрат государства. Именно это произошло в ходе реализации проверенных соглашений — из-за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», — указал аудитор Валерий Богомолов.
Что касается недостатков соглашений, то, в первую очередь, речь идет о порядке расчета предельного размера дохода, который может оставаться в распоряжении концессионера. Эта норма рассчитана на основе прогнозных значений трафиков, которые определил концедент (представитель государства в рамках соглашений) на этапе проведения конкурсов. Все, что больше указанной суммы, считается сверхдоходом, 50% которого нужно направить государству. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены, из-за чего сверхдоход получен не будет.
«В ходе мероприятий мы достоверно установили, что прогноз трафика завышен и отчетность хромает в пользу концессионера. Фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного. При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрена», — констатировал Богомолов.
Вмешательство властей, по мнению Счетной палаты, нужно и в вопросе определения стоимости проезда. Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках может отличаться более чем в три раза.