Posted 16 февраля 2021, 06:59
Published 16 февраля 2021, 06:59
Modified 30 марта, 12:19
Updated 30 марта, 12:19
Мошенники в России все чаще пытаются вынудить своих жертв перевести им деньги на счет в другом банке, чтобы кредитная организация не смогла предотвратить хищение, и это стало «серьезным вызовом», который требует отдельной проработки. Такое мнение в интервью РИА «Новости» высказал первый заместитель главы департамента информационной безопасности Центробанка РФ Артем Сычев.
По его словам, «злоумышленники уже прекрасно понимают, что если вся эта мошенническая активность идет через платежные системы, то она с большой вероятностью может быть остановлена на стороне банка».
В связи с этим, указал представитель ЦБ, мошенники используют старый предлог угрозы хищения денег со счета и пытаются вынудить клиента прийти в отделение, снять средства и перевести их злоумышленникам через платежный терминал или банкомат другого банка.
При этом Сычев признал, что мошенникам приходится менять тактику и придумывать новые схемы обмана банковских клиентов из-за того, что россияне стали более подкованы в плане финансовой грамотности.
Раньше, по его словам, мошенникам было достаточно собрать как можно больше доверчивых людей. Однако меры, которые приняли регулятор, кредитные организации и правоохранительные органы привели к тому, что такое «ковровое бомбометание» со стороны злоумышленников стало меньше приносить дохода.
Сычев также заявил, что ЦБ выступает против предложения некоторых банков блокировать счета клиентов на длительный период для борьбы с мошенниками и передавать их данные жертвам. На его взгляд, «это юридически неправильные конструкции», которые порождают дополнительные существенные риски. «Но то, что это (борьбы с выводом похищенных денег — ред.) требует совершенствования — да, безусловно, и мы с банками постоянно ведем диалог, чтобы найти возможные варианты», — добавил первый замглавы департамента информационной безопасности ЦБ.
Кроме того, он сообщил, что в конце 2020 года регулятор провел киберучения среди 22 банков, причем их результаты оказались лучше ожиданий.
Как указал Сычева, в результате киберучений ЦБ увидел, что у всех участников построены системы мониторинга, выявления и реагирования; было отработано взаимодействие не просто внутри кредитной организации, а цепочка взаимодействия «банк — Банк России — другой банк».
Напомним также, что в 2020 году в России было зафиксировано около 15 млн мошеннических звонков. Общая сумма ущерба от киберпреступности по итогам года составила 69 млрд рублей. Такие цифры в интервью «РГ» привел вчера президент российской секции Международной полицейской ассоциации (МПА) генерал-лейтенант Юрий Жданов.
При этом он отметил, что, по прогнозам, в 2021 году число мошеннических звонков может вырасти до 19 млн, а сумма ущерба — до 90 млрд рублей. Злоумышленники будут применять для своих действий автоматизированный обзвон и роботизированные виртуальные call-центры.