Posted 4 сентября 2020, 09:10
Published 4 сентября 2020, 09:10
Modified 30 марта 2024, 13:27
Updated 30 марта 2024, 13:27
Число занятых в неформальном секторе на российском рынке труда уменьшилось на 925 тыс. человек до 13,6 млн человек, с марта по июнь текущего года, когда действовали жесткие карантинные ограничения из-за пандемии коронавирусной инфекции. Об этом говорится в обзоре FinExpertiza.
Как подсчитали эксперты международной аудиторско-консалтинговой сети, «количество занятых в неформальном секторе на российском рынке труда по итогам карантина сократилось в июне до 13,57 млн человек, что составляет 19,4% от общей численности занятых». «В марте, до распространения пандемии коронавируса в России и введения жестких экономических и социальных ограничений, неформально занятых было на 925 тыс. человек больше — 20,3% от всех трудящихся», — подчеркивается в исследовании.
FinExpertiza указывает, что основным критерием неформальной занятости выступает отсутствие регистрации работодателя в качестве юридического лица. Это могут быть индивидуальные предприниматели и их сотрудники, нанятые физическими лицами работники, самозанятые, а также репетиторы, мастера, фермеры, няни. При этом неформальный сектор не идентичен теневой экономике, так как трудящиеся без оформления на юридически зарегистрированных предприятиях и получающие черную зарплату не относятся к неформально занятым.
Комментируя данные, президент FinExpertiza Елена Трубникова отметила, что «сокращение неформальной занятости можно было бы только приветствовать, если бы работники переходили в официальный корпоративный сектор, и в экономике создавались новые рабочие места»
«Отчасти этому способствовали антикризисные меры поддержки бизнеса, однако с учетом роста явной и скрытой безработицы уменьшение неформальной занятости скорее демонстрирует, что работы в России — как в белой экономике, так и в условной „тени“ — стало меньше», — считает эксперт.
Напомним, что российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.
11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, введенного с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.
2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства общенациональный план по восстановлению российской экономики в 2020—2021 годах, сообщив, в частности, что стоимость нацплана составит около 5 трлн рублей. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана.
2 июля замминистра финансов РФ Владимир Колычев уточнил, что общая стоимость мер (антикризисный пакет), направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекцией в России и смягчение экономических последствий от введенных ограничений, оценивается в сумму порядка 4 трлн рублей. По его словам, основной фокус бюджетных мер был сделан на нескольких направлениях: укрепление системы здравоохранения, поддержка граждан и бизнеса, балансирование региональных бюджетов.
По итогам II квартала 2020 года экономика России сократилась, по предварительным данным Росстата, на 8,5% в годовом сопоставлении, а за I полугодие — на 3,6%.