Posted 21 апреля 2020, 13:36
Published 21 апреля 2020, 13:36
Modified 30 марта, 14:25
Updated 30 марта, 14:25
Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф полагает, что из-за «отсутствия возможностей» российские власти отказываются от применяемой в других странах практики прямой раздачи денег пострадавшим от кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Такое мнение он высказал в интервью председателю комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрею Макарову.
«Здесь как в том анекдоте: назовите три причины, почему следует отступить? Причина первая: у нас нет снарядов. Вот так же и здесь: у нас нет такого количества снарядов», — цитирует РБК Грефа.
В соответствии с утвержденной в США программой помощи экономике все граждане страны с годовым доходом до $75 тыс. получат разовую выплату в размере $1200, а семьи с детьми — по $500 на каждого ребенка. В Японии власти выплатят всем гражданам страны по 100 тыс. иен ($927), прямые денежные выплаты начали выдаваться также в Гонконге (по 10 тыс. гонконгских долларов или $1280) и некоторых других странах.
По словам Грефа, у России необходимых для этого возможностей нет. «Если Соединенные Штаты Америки могут себе позволить эмитировать совершенно спокойно в очень короткий период времени $3 трлн долга, разместив их на рынке среди инвесторов всего мира, и пустить их в собственную экономику, то у нас есть ограничения. У нас нет такого рыночного источника денег, который есть у США или у европейских стран. У нас нет такого количества инструментов, через которые мы можем привлечь такое количество денег», — пояснил глава Сбербанка.
При этом он уверен, что российские власти могли бы потратить на помощь наиболее пострадавшим от коронавирусного кризиса людям и отраслям до 10% ВВП (около 11 трлн рублей). «Не то, что называется „вертолетные деньги“, чтобы помогать всем, но помочь тем людям, которые попали в сложную ситуацию, помочь тем компаниям из тех самых 11 отраслей (наиболее пострадавших от пандемии коронавируса — ред.), которые попали в сложную ситуацию из-за этого кризиса», — отметил глава Сбербанка.
Напомним, в минувшую пятницу председатель Банка России Эльвира Набиуллина согласилась, что прямые выплаты населению как адресная поддержка нужны, однако раздача так называемых «денег с вертолета» не актуальна. «Прямые выплаты как элемент социальной поддержки, безусловно, в таких условиях (экономического кризиса в условиях пандемии коронавирусной инфекции — ред.) должны быть», — уверена глава ЦБ, чьи слова приводит РИА «Новости».
При этом, указала Набиуллина, «вертолетные деньги» как способ проведения денежно-кредитной политики — это «нестандартный способ», и его применение можно обсуждать, если «исчерпаны стандартные способы» и «возможности таргетированного количественного смягчения».
Термин «вертолетные деньги», или «деньги с вертолета», родился из работы американского экономиста 1969 года. Он тогда сравнил прямые выплаты государством определенных сумм всему населению с разбрасыванием купюр с вертолета. Целый ряд стран такую меру поддержки из-за коронавируса сейчас реализует, в частности США и Япония.
Комментируя подобные идеи, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова предупредила, что в России «запуск печатного станка либо массированные одноразовые выплаты из бюджета только раскрутят спираль инфляции, а благосостояния населения не улучшат». «Инфляция вырастет минимум до 10%, соответственно, упадут на 7-10% и реальные доходы населения», — прогнозирует эксперт.
Российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько планов мер по поддержке экономики и граждан.
15 апреля президент РФ Владимир Путин поручил подготовить новые меры поддержки экономики в условиях пандемии коронавируса. В частности, малые и средние предприятия в заявительном порядке смогут получать по 12 тыс. 130 рублей в месяц (1 МРОТ) на выплату зарплаты каждому сотруднику при сохранении не менее 90% количества работников к 1 апреля. Также глава государства велел включить в перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей компании малого и среднего бизнеса, торгующие непродовольственными товарами.
Какие меры правительства по поддержке экономики могут быть сегодня наиболее эффективными, и чего опасается руководство России, в подкасте «Росбалта» разбирает экономист Александр Аузан.