Posted 30 декабря 2019, 14:20
Published 30 декабря 2019, 14:20
Modified 30 марта, 15:12
Updated 30 марта, 15:12
Численность россиян, денежные доходы которых ниже прожиточного минимума (уровень бедности), во III квартале 2019 года составила 17,6 млн человек (то есть 12% от всего населения). Такие предварительные данные сегодня приводит Федеральная служба государственной статистики.
Как напоминает ведомство, годом ранее — в III квартале 2018 года — за чертой бедности проживали 18,3 млн человек или 12,5% населения.
При этом в сравнении со II кварталом текущего года число бедных россиян также уменьшилось за отчетный период — с 18,6 млн человек (12,7%) в апреле—июне.
За первые 9 месяцев 2019 года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России составляла 13,1% от общей численности населения (19,2 млн человек) против 13% годом ранее (19,1 млн человек).
Как уточняет Росстат, величина прожиточного минимума за III квартал текущего года составила 11 тыс. 12 рублей, в том числе для трудоспособного населения прожиточный минимум составил — 11 тыс. 942 рублей, для пенсионеров — 9 тыс. 90 рублей, для детей — 10 тыс. 838 рублей.
При этом стоимость минимального набора продуктов питания в потребительской корзине по состоянию на III квартал составила 5080 рубля.
Напомним, еще в начале ноября председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин насчитал в России почти 20 млн человек за чертой бедности (то есть с денежными доходами ниже прожиточного минимума). «У нас почти 20 млн человек за чертой бедности. В нашей модели государства жизнь многих стала очень примитивной или направленной на сохранение своего существования. Людям приходится все время биться за выживание. Я неоднократно говорил, что для такой страны, как наша, иметь столько бедных — позор. При нашем уровне ВВП на душу, при таких серьезных ресурсах мы не должны такого допускать», — убежден глава контрольного ведомства.
Между тем президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев считает бедность в России «сложным феноменом», суть которого не сводится лишь к отсутствию каких-то важных компонентов. Как напомнил экономист в интервью Forbes (в конце октября), «Росстат утверждает, что выросло число россиян, которым хватает денег только на еду и одежду». Однако, полагает Дмитриев, «такой критерий не очень точен», поскольку «бедность в России — это гораздо более сложный феномен».
«Доходы стагнируют уже несколько лет. Но, как только в 2017 году ситуация с доходами чуть-чуть улучшилась, мы увидели бум покупок смартфонов. И бедные семьи, у которых доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума и которые 40% бюджета тратят на еду, были активными покупателями этих смартфонов», — уверен эксперт.
Кроме того, указал он, «в бедных семьях растет число кондиционеров, автомобилей и компьютеров». «Таким семьям может не хватать денег на одежду и еду, но только потому что они вынуждены платить проценты по кредитам на крупные покупки, им приходится экономить. Это вопрос осознанного выбора приоритетов каждой семьей», — убежден экономист.
По его оценкам, «проблема критической бедности, когда действительно нет денег на минимальный набор одежды и еду, касается меньше 1% населения». «Подавляющее большинство наших бедных точно не голодают», — добавил Дмитриев.
Одной из национальных целей развития страны, указанных в «майском» указе президента, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году. Правительству предстоит сократить уровень бедности до 6,6%.