Posted 27 апреля 2018,, 13:24

Published 27 апреля 2018,, 13:24

Modified 31 января, 19:16

Updated 31 января, 19:16

Арест Керимова и конспирологические теории

27 апреля 2018, 13:24
Версия о том, что «Аэрофлот» мог поспособствовать задержанию российского сенатора и бизнесмена, противоречит фактам и правилам работы авиации.

Известный российский экономист, профессор Никита Кричевский объявил, что арест крупного отечественного предпринимателя Сулеймана Керимова стал возможен потому, что авиакомпания «Аэрофлот» решила сэкономить на исполнении закона о защите персональных данных. Однако авиаэксперты с этими обвинениями не согласны. Так в чем заблуждается господин Кричевский, недавно покинувший ряды Общественного совета ведущей российской авиакомпании?

По мнению Кричевского, французская полиция смогла арестовать сенатора Керимова только потому, что данные о его перелете не были должным образом защищены, и вина за это целиком и полностью лежит на «Аэрофлоте». При этом профессор ссылается на федеральный закон № 152 «О персональных данных», действительно запрещающий хранение данных граждан России за пределами страны.

Как утверждает Кричевский, «Аэрофлот» якобы попросил разрешения у Минкомсвязи РФ не переносить данные пассажиров в Россию, оставляя их в американской системе бронирования билетов Sabre и аналогичном французском сервисе Gabriel. В результате любая иностранная спецслужба легко может выяснить, кто из россиян, куда и когда собирается лететь за границу.

Рассуждения профессора не первый взгляд выглядят убедительно и весомо. Однако, и это признавали сами французские следователи, Сулейман Керимов не пользовался регулярными рейсами, предпочитая передвигаться по миру самолетами частной авиакомпании. Таким образом, конспирологическая теория Кричевского с самого первого предположения оказывается оторванной от реальности.

«Целый ряд государств, в том числе США, РФ и страны Евросоюза, требуют от всех без исключения международных авиакомпаний передачи данных о пассажирах, выполнивших бронирование авиабилетов в автоматическом режиме в формате предварительного информирования, — говорит исполнительный директор агентства „АвиаПорт“ Олег Пантелеев. — То есть данные о том, что в ту или иную страну собирается, воспользовавшись воздушным транспортом, прибыть любой пассажир, обязательно должны быть переданы властям этой страны. Это происходит в автоматическом режиме, поэтому обвинять „Аэрофлот“ в том, что он придерживается международных требований, на мой взгляд, не совсем этично».

Нужно признать, что в настоящее время в мировой авиатранспортной сети действительно доминируют две системы бронирования билетов — упомянутый экономистом Sabre (США) и Amadeus. Они с полным основанием могут считаться глобальными сервисами и постоянно развивают свои технологии, предлагая авиакомпаниям и агентам все более удобные решения. Обе системы используют мощную инфраструктуру, не имеющую единого ядра — их центры обработки данных (ЦОДы) разнесены по миру, что существенно снижает уязвимость систем с точки зрения надежности и безопасности.

Что касается персональных данных Сулеймана Керимова, то в силу международных правил спецслужбы соответствующих стран всегда имеют самостоятельный доступ к данным пассажиров, а вовсе не пассивно дожидаются, когда им передадут очередные списки пассажиров. В противном случае вся правоохранительная и антитеррористическая деятельность была бы жестко привязана к расписанию полетов, что наверняка выглядит совершенно абсурдно даже для экономиста.

Иными словами, разоблачения экономиста Кричевского по делу Сулеймана Керимова разбиваются о самые простые вещи, которые известны практически любому, кто интересуется темой гражданской авиации и новыми технологиями.

Андрей Михайлов