Posted 27 сентября 2016, 12:35
Published 27 сентября 2016, 12:35
Modified 31 марта, 01:45
Updated 31 марта, 01:45
Группа ВТБ закрыла сделку по продаже крупнейшего сотового оператора Болгарии Bulgarian Telecommunications Company (бренд Vivacom). Новым владельцем компании стал консорциум VivaTelecom, в который входят болгарский бизнесмен Спас Русев и миноритарные акционеры.
Между тем, вокруг сделки неожиданно разразился крупный скандал, которым заинтересовалось Управление по контролю иностранных активов (OFAC) Казначейства США — организация, контролирующая экономические санкции в отношении России. Как пишет «Московский комсомолец», внимание иностранцев к переделу болгарского оператора привлекло участие в нем российского бизнесмена — монархиста и патриота Константина Малофеева.
В России этот предприниматель имеет весьма специфическую славу. В частности, среди самых громких его «подвигов» — дело «Связьинвеста», когда Малофеева обвиняли в том, что он раздавал господряды аффилированным с ним компаниям, и скандал с холдингом «Нутритек». В последнем случае Малофеев, как писали «Ведомости», взял кредит на развитие молочного бизнеса в $225 млн под залог акций компании. В итоге деньги так и не были возвращены, а сам залог оказался существенно дороже, чем было указано в документах. Суды бизнесмен проиграл. На активы Малофеева, включая более 10% акций «Ростелекома», как писал «Коммерсантъ», даже был наложен арест.
Пробовал Малофеев свои силы и в политике. Например, в 2012 году его кандидатуру сняли с предвыборной гонки за день до выборов в Совет депутатов Знаменского сельского поселения Угранского района Смоленской области (по некоторым данным, Малофеев планировал стать сенатором). Как сказано в решении суда, «в ходе прокурорской проверки был выявлен факт подкупа избирателей». Впрочем, после долгих разбирательств это обвинение с бизнесмена было снято.
Как отмечают СМИ, Малофеев предпочитает использовать в своих интересах других людей и компании, при этом оставаясь в тени. В деле Vivacom, похоже, он поступил точно так же. Болгарская история развивалась следующим образом: бывший владелец крупнейшего сотового оператора Болгарии Цветан Василев не смог рассчитаться по кредитам и разорился. Он бежал из страны, успев перед этим вывести часть активов, был объявлен в розыск по линии Интерпола и сейчас находится в Сербии, дожидаясь решения суда. Акции Vivacom, находившиеся в залоге у ВТБ, оказались выставлены на аукцион, где их и купил Спас Русев. Казалось бы, сделку можно считать успешно завершенной — если бы не вмешательство Малофеева.
Общие знакомые свели его с Василевым, и, видимо, в ходе общения у бизнесменов созрел план атаки на Vivacom. Для осуществления задуманного Малофеев, как пишет «Московский комсомолец», выбрал своего сподвижника Дмитрия Косарева. Этот человек широкой публике не известен. Будучи рядовым чиновником, он в свое время выдвигал довольно странные идеи. В частности, как напоминает издание, в 90-е годы Косарев предлагал «включить в Конституцию РФ статьи об особом статусе православия или возвращении России к абсолютной монархии». С середины нулевых Косарев работал в дочерних компаниях Малофеева. Сдружились они, видимо, на почве монархизма.
Как уже писала «НГ», для Косарева болгарская история стала звездным часом. Неожиданно для всех Косарев заявил, что его фирма Empreno Ventures, о существовании которой еще недавно никто не знал, получила от Василева все акции Vivacom. Никаких документов и разрешений на передачу акций при этом предоставлено не было.
То, что за попыткой заполучить Vivacom стоят именно Малофеев и Косарев, вычислить не сложно. Связь обнаруживалась с первого взгляда — их фирмы даже зарегистрированы по одному адресу в Москве: Новинский бульвар, 31. Интересно, что компании Малофеева и Косарева фигурировали и в так называемых Panama Papers — офшорных списках, публикация которых вызвала грандиозный скандал. Причем в этих документах, как пишет «Собеседник», также легко устанавливалась связь между двумя бизнесменами — их компании проводили совместные операции.
После аукциона по продаже Vivacom ВТБ получил согласие на сделку у держателей долговых бумаг компании и регуляторов. Косарев и Малофеев всячески пытались этому помешать — они даже подали заявление в Лондонский суд и, по данным «Московского комсомольца», потратили порядка 2 млн фунтов на судебные расходы.
Однако все попытки сорвать продажу оказались тщетны. Тогда Косарев и Малофеев прибегли к крайним мерам. По данным «МК», они написали жалобу в Управление по контролю иностранных активов (OFAC) Казначейства США о том, что готовящаяся сделка совершается в интересах российского банка, который находится под санкциями. OFAC, судя по всему, не нашел никаких нарушений.
Но, как пишет «МК», «столь неожиданный порыв вполне мог бы заинтересовать американских чиновников, которых сложно заподозрить в любви к России — ведь в США не любят, когда иностранцы политику смешивают с бизнесом». Исходя из американского законодательства, получается, что Малофеев и Косарев, пытаясь воспрепятствовать сделке, использовали политические механизмы в хозяйственных спорах. А затем Косарев еще и распространял в СМИ ложные заявления об отсутствии согласия на сделку со стороны владельцев евробондов Vivacom. В Америке на такое не смотрят сквозь пальцы: как пишет портал «Московский монитор», «США не прислушались к его (Косарева. — „НГ“) доводам и вместо ВТБ начали расследование против Косарева и Малофеева».
Так что можно ожидать, что американские санкции будут распространены уже на самих этих бизнесменов.
По материалам «Независимой газеты»