Posted 19 мая 2016, 07:56
Published 19 мая 2016, 07:56
Modified 31 марта, 03:17
Updated 31 марта, 03:17
Несколько дней назад было объявлено о поставке в Египет первой партии СПГ нефтяной компанией «Роснефть». Однако, по данным российских медиа, эта сделка не выглядит перспективной. В частности, объем анонсированного год назад контракта сократился минимум в пять раз. Кроме того, контракт имеет и другие риски, связанные, во-первых, с планами Египта получать свой собственный газ с шельфа, и во-вторых — с возможными проблемами EGAS с оплатой за СПГ. Тем не менее, «Роснефть» берет эти риски на себя в надежде заработать за счет высокой цены.
По мнению экспертов, такая «рискованная» политика может быть связана с финансовыми трудностями, возникшими в последнее время у компании после падения цен на нефть. Учитывая статус нефтяного гиганта, «Роснефти» просто необходимо показывать всем, что она «в плюсе». Поэтому, считают эксперты, компания готова к реализации рискованных проектов.
В середине апреля в арбитражный суд Москвы был подан иск по префам оператора российских нефтепроводов «Транснефть». Истец — малоизвестное ООО «Прожектор», купившее в прошлом году 141 привилегированную акцию «Транснефти» (0,0019% капитала). В исковом заявлении утверждалось, что «дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются в неполном размере в связи с занижением «Транснефтью» чистой прибыли путем уклонения «Транснефти» от распределения прибыли дочерних обществ». Истец настаивал на том, чтобы в связи с неполной выплатой дивидендов привилегированные акции были признаны судом голосующими. Однако суд в удовлетворении данного иска отказал (15 апреля — «Росбалт»).
Российские СМИ высказали предположение, что за компанией «Прожектор» может стоять Илья Щербович, глава и управляющий партнер United Capital Partners, считающийся финансовым консультантом Игоря Сечина. (Отметим, что представители «Прожектора» и UCP это опровергают — «Росбалт».)
В «Транснефти» полагают, что владельцы привилегированных акций своими требованиями по дивидендам пытаются ввести правительство РФ в заблуждение, намеренно искажая факты относительно их размещения. «Есть все основания полагать, что письмо в правительство РФ Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ), подписанное Александром Шевчуком, имеет своей целью добиться необоснованных преимуществ при выплате дивидендов на привилегированные акции АК «Транснефть» за 2015 год непосредственно для Ильи Щербовича и представляемых им интересантов», — заявил советник президента «Транснефти» Игорь Демин.
Илья Щербович приобрел известность в финансовом мире в конце 90-х, когда в компании UFG, которой управляли бывший министр финансов Борис Федоров и американец Чарльз Райан, занимался скупкой акций «Газпрома» в интересах Уильяма Браудера и других. Чтобы обойти ограничения на иностранное владение акциями «Газпрома», в UFG применили «авторскую» схему Щербовича. В кратком изложении она выглядела так: кипрская компания имеет по 40% акций в трех российских компаниях, что позволяет им считаться резидентами, российские компании при этом перекрестно владеют акциями друг друга, что в целом позволяет полностью зарегистрированным на Кипре владельцам полностью их контролировать.
В 2012—2013 годах Илья Щербович являлся членом советов директоров от государства крупнейших российских госкомпаний: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «ФСК ЕЭС». Список кандидатов в советы директоров от имени правительства в энергетические компании тогда готовил лично Игорь Сечин. С тех пор Щербовича стали называть «кошельком Сечина», так как на деньги Сечина и в его интересах Щербович проводил многие крупные операции, в частности, игру на рынке префов «Транснефти», атаку на ЛУКОЙЛ и отъем у Павла Дурова социальной сети «ВКонтакте».
По мнению экспертов, именно Щербовичу принадлежит идея финансирования компании ННК, созданной бывшим главой «Роснефти» Эдуардом Худайнатовым. В изложении экономического обозревателя Максима Бланта она выглядела следующим образом: Сечин положил $4 млрд из средств «Роснефти» на депозит в ВТБ, а ВТБ выдал компании кредит на такую же сумму. После этого Худайнатов использовал полученные деньги для приобретения различных нефтяных активов, самый известный из которых — Alliance Oil.
Британское издание особо отмечает, что средства, за счет которых проводились упомянутые финансовые операции, принадлежат компании «Роснефть» — то есть, говоря другими словами, государству. Нынешний иск к «Транснефти» — не первая манипуляция Щербовича с акциями компании, в которой задействованы деньги «Роснефти». В последнем случае главе UCP с 2013 года удалось в три раза увеличить стоимость префов «Транснефти» − с 70 тыс. до 203 тыс. рублей на сегодняшний день. При этом никаких оснований для такого роста акций не было, дивиденды на префы выросли за три года всего с 685 рублей до 758 рублей. Поднять стоимость никому не нужных акций с низкой дивидендной доходностью очень просто − несколько аффилированных компаний перекидывают их друг другу по все возрастающей цене.
Между тем, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что сделка по приватизации 19,5% акций «Роснефти» может состояться во втором полугодии текущего года. Уже назначен и юридический консультант сделки по продаже акций «Роснефти» − фирма White & Case. После продажи государство в лице «Роснефтегаза» вроде бы сохранит за собой 50% акций «Роснефти», но стратегический инвестор вместе с долей в компании получит и ее долги.
По оценке портфельного управляющего GL Asset Management Сергея Вахрамеева, долг компании с учетом полученных авансов за поставку нефти (хотя их «Роснефть» не классифицирует как долг) может достигать $53,6 млрд.
Учитывая все это, похоже, что найти инвестора, готового взять на себя это бремя, будет трудной задачей. Но в случае, если продажа акций все же произойдет, компанию могут ожидать достаточно серьезные структурные изменения, считают эксперты. В частности, наиболее вероятна смена нынешнего правления компании и изменение ее бизнес-политики.
Источник — The London Weekly