Posted 28 августа 2013, 13:18
Published 28 августа 2013, 13:18
Modified 31 марта, 17:34
Updated 31 марта, 17:34
Угольная компания «Заречная», спор за активы которой много лет ведут бывшие партнеры по бизнесу, миллиардер Виктор Нусенкис и Геннадий Васильев, может быть продана структурам НПК «Уралвагонзавод». Однако схема продажи угольной компании пока непрозрачна, так же как и непонятна ее экономическая логика. Характерно, что "Уралвагонзавод" не подтвердил покупку УК "Заречная".
Как сообщила газета «Коммерсант», угольная компания «Заречная», принадлежащая Виктору Нусенкису, готовится к продаже. В сделку также должен войти Юргинский машиностроительный завод с дочерней Esser в Германии. О своем намерении приобрести активы официально заявило ООО «УВЗ-Логистик», входящее в концерн «Уралвагонзавод».
Как заявил в интервью «Коммерсанту» гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев, закрыть сделку планируется через полтора месяца. Ее сумму стороны не разглашают, а что касается экономической составляющей, то, как рассчитывают в «УВЗ-Логистик», покупка крупного грузоотправителя позволит компании увеличить парк вагонов и обеспечить дополнительный заказ. Для угольной шахты партнерство со структурами «Уралвагонзавода» должно оптимизировать растущие затраты на перевозку угля. Правда, в материале, вышедшим в этот же день в РБК-Daily, пресс-служба самого концерна «Уралвагонзавод» сообщила, что «пока не готова беседовать о сотрудничестве с «Заречной».
Это оставляет странное впечатление, как и сама логика сделки, которая не кажется очевидной. Даже если не вспоминать о гигантской сумме долга, который висит на УК «Заречная» (как сообщают СМИ - 34 млрд рублей, при этом отношение долга к EBITDA у Заречной составляет 10, тогда как средняя по отрасли - чуть более 2), а также о том, что судьба этого актива сейчас до конца не ясна – как известно из многочисленных сообщений СМИ, активы МПО «Кузбасс» являются предметом спора между акционерами компании и на них наложены обеспечительные меры.
Трудно вспомнить какой-либо случай из деловой практики, когда транспортная компания приобретала добывающий актив для развития своего основного бизнеса – железнодорожных перевозок (именно этим и занимается «УВЗ-Логистик»). Наверное, речь идет о некоем прорывном ноу-хау в развитии вертикальной интеграции транспортно-логистического бизнеса. И все же - для чего государственной компании идти на риск, получать спорный, находящийся под судом актив, который к тому же является убыточным и за которым числится огромный долг? Учитывая, что от самого «Уралвагонзавода» каких-то ясных комментариев не прозвучало, а все планы по такому нетривиальному развитию бизнеса озвучивает наполовину частная структура, заявление рискует стать холостым выстрелом. Убыточную и увязшую в судах частную компанию с долгом почти в 30 млрд рублей сложно считать очевидным объектом госинвестиций.
Впрочем, возможно, что участие государственного предприятия в сделке — лишь формальное, а инициаторы этого приобретения – некие частные лица со своими интересами. ООО «УВЗ-Логистик» лишь на 50% принадлежит НПК «Уралвагонзавод». По данным ЕГРЮЛ, остальным владеют несколько частных компаний, в числе которых ООО «АЛЬТЦИНА» (30%), ООО «Транском-Урал» (10%), ООО «Химсовинвест» и ООО «Транс-Капитал», которым в совокупности принадлежит еще 10% в компании. Кто является конечным бенефициаром этих обществ, неизвестно. Однако вполне вероятно, что речь идет об офшорных компаниях. Например, за самым крупным собственником ООО «АЛЬТЦИНА» стоит офшорная компания «Волиден Холдингз Лтд.», зарегистрированная в Никосии на Кипре.
На заседании президентской комиссии по развитию ТЭК, проведение которой в Кемерово по интересному стечению обстоятельств совпало с заявлением "УВЗ-Логистик", Владимир Путин заявил, что угледобывающие компании должны быть "прописаны" в России и здесь же платить налоги. "Во всем цивилизованном мире вопрос ставится именно так, тем более, если речь идет о недрах", - резюмировал президент.