Posted 24 июня 2013, 14:31
Published 24 июня 2013, 14:31
Modified 31 марта, 18:32
Updated 31 марта, 18:32
МОСКВА, 24 июня. Аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК оценили потери российской экономики от активности россиян в социальных сетях в сумму от 281,7 млрд до 311,5 млрд рублей в год.
«Идея состояла в том, чтобы оценить ущерб от нецелевого использования рабочего времени. Конечно, это примерная оценка. Для того чтобы назвать точные цифры, необходимо детализированное исследование аудитории соцсетей, данные о времени, проводимом в соцсетях представителями каждого сегмента аудитории, данные о размере заработных плат таких работников и т.д. Тем не менее, наша оценка позволяет судить о масштабе потерь», - отметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, комментируя исследование компании.
В своих оценках эксперты исходили из того, что к концу 2012 года число россиян - пользователей социальных сетей достигло 51,8 млн человек (хотя есть и более высокая оценка – 57,8 млн человек). По данным СomScore, в 2012 году россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минуты в день (12,8 часа в месяц), в том числе и на работе.
«Такое нецелевое использование рабочего времени имеет вполне определенные экономические потери (работодатель, фактически, оплачивает «сидение» работника в соцсети), – отмечает Николаев. – Я уже не говорю о том, что, согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведет к существенному снижению производительности труда - чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут».
Согласно расчетам ФБК, за 2012 год каждым активным в соцсетях работником было потеряно 3187,2 минуты, или 53,1 часа рабочего времени. Аналитики рассчитали нижнюю и верхнюю границы возможных потерь - исходя из структуры пользования соцсетями работниками разных отраслей и по средним значениям для экономики в целом. В нижней границе размер экономического ущерба составил 281,7 млрд рублей, в верхней – 311,5 млрд рублей.
Если исходить из структуры использования соцсетей работниками разных отраслей (тут большое значение имеет уровень зарплаты по тому или иному виду экономической деятельности), то наибольший экономический ущерб причинили те, кто трудится в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (67,9 млрд рублей), на втором месте – работники образования (39,8 млрд рублей), на третьем – государственного управления и обеспечения военной безопасности и социального страхования (36,6 млрд рублей). Самые незначительные экономические потери от активных в соцсетях россиян, занятых сельским и лесным хозяйством (0,9 млрд рублей).
«Относительно аналогичных оценок по США и Великобритании, в России экономические потери от соцсетей выглядят не такими уж большими (ежегодные потери экономики США от социальных сетей оцениваются в 650 млрд долларов). Но если сравнивать с некоторыми расходными статьями федерального бюджета, российские потери очень велики. Они сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта или с половиной расходов федерального бюджета на образование», - констатирует Николаев.