Posted 21 февраля 2013, 13:41
Published 21 февраля 2013, 13:41
Modified 31 марта, 20:44
Updated 31 марта, 20:44
В громкий процесс банкротства контролируемого братьями Снопоками холдинга «Фаэтон» вмешались правоохранительные органы. В начале февраля 2013 года УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга возбудило уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере». Поводом для него стало заявление одного из основных кредиторов холдинга — банка ВТБ.
Как говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела по части 4 статьи 159 УК РФ, с сентября 2009 года по сентябрь 2012 года руководители одной из структур холдинга - «Фаэтон-Аэро», «действуя совместно и по предварительному сговору, имея умысел на хищение путем обмана денежных средств, являющихся задолженностью перед кредитором — ОАО «Банк ВТБ», с целью их невозвращения указанному кредитору совершили ряд сделок, направленных на создание искусственной текущей задолженности, подлежащей удовлетворению преимущественно» по отношению к банку ВТБ. В самом банке причиненный ущерб оценивают в 713,5 млн рублей, что квалифицируется УК РФ как "особо крупный размер".
По сути, речь идет о выводе из структур Снопоков средств через подставные фирмы. Так, по данным ВТБ, уже находясь в состоянии банкротства, компания «Фаэтон-Аэро» купила у фирм «Ворожея» и «Комп» неработающую нефтебазу во Всеволожском районе Ленинградской области по значительно завышенной цене. В частности, оборудование, так и не переданное банкроту, было куплено у компании «Ворожея» за 151 млн рублей, а расположенные на нефтебазе объекты недвижимости у компании «Комп» - за 450 млн рублей (при том, что рыночная оценка всей базы в декабре 2009 года составляла 33,8 млн рублей). Таким образом, отмечают в ВТБ, была создана искусственная задолженность в размере 601 млн рублей. Парадокс заключается в том, что эта задолженность получила статус текущей, то есть подлежащей погашению преимущественно по отношению к кредиторам, долги перед которыми образовались до возбуждения в отношении «Фаэтон-Аэро» дела о банкротстве. Иными словами, «Ворожея» и «Комп» стали более важными кредиторами, чем ВТБ. Однако на этом дело не закончилось.
В мае 2010 года «Фаэтон-Аэро» перечислило все положенные 150 млн рублей компании «Ворожея», а второй структуре была направлена всего половина из причитающихся ей 450 млн рублей. В результате в сентябре 2012 года оставшаяся часть долга была переуступлена некой новой структуре - «Фаэтон – топливная сеть номер 1». В общей сложности, новые владельцы долга предъявили счет банкротящейся компании на 237,6 млн рублей. По счастливой случайности, до этого внешний управляющий «Фаэтон –Аэро» Родион Гайнутдинов сдал 21 АЗС, принадлежащие должнику, в аренду все той же «Фаэтон – топливная сеть номер 1». В итоге эта структура отказалась платить за аренду заправок и предложила всего лишь уменьшить сумму долга. Ситуацию усложняет тот факт, что АЗС, по мнению ВТБ, являются по сути единственным ликвидным активом должника. Таким образом, по мнению представителей банка, только документально подтвержденный ущерб, причиненный должнику и его кредиторам с июля 2009 года по сентябрь 2012 года составил как минимум 713 млн рублей
Параллельно «Фаэтон-Аэро» продало некой структуре ООО «Север» еще три АЗС и земельный участок в Санкт-Петербурге, а все та же «Фаэтон-сеть номер 1» в лице Михаила Снопока получила трансформаторную подстанцию в Волосовском районе Ленинградской области и земельный участок в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе. При этом, по мнению специалистов, имущество отчуждалось по существенно заниженной стоимости. Например, показательна следующая история. В сентябре 2009 года компания «Север» получила АЗС всего за 29,5 млн рублей, а уже в июле 2010 года она передала ту же самую заправку в залог «Санкт-Петербургской инвестиционной компании», оценив ее уже в 142 млн рублей.
Все эти действия совершались с согласия временного управляющего. Так, в июне 2009 года в отношении «Фаэтон-Аэро» была введена процедура наблюдения, а временным управляющим был утвержден Родион Гайнутдинов, без согласия которого банкрот не мог заключать сделки стоимостью более 5% от балансовой цены своих активов. Между тем этот управляющий согласовал все сомнительные сделки, заключенные должником и ставшие основанием для возбуждения уголовного дела.
По мнению экспертов, компания «Фаэтон – топливная сеть номер 1», удерживающая АЗС «Фаэтон-Аэро», скорее всего, действует в интересах основных акционеров холдинга «Фаэтон» - братьев Снопоков. Причем это не первый случай, когда задолженность структур «Фаэтона» уступалась сомнительным и аффилированным между собой фирмам. В частности, Сбербанк добивается исключения из числа кредиторов «Агро-А» структуры «Промтранс», предъявившей требования на 1, 6 млрд рублей.
Впрочем, в последнее время у кредиторов «Фаэтона» появился надежный защитник: в июне 2011 года конкурсным управляющим «Фаэтон-Аэро» был назначен Денис Лебедь, который начал активно препятствовать выводу денег из компании. В результате представители братьев Снопоков попытались сместить его с позиции управляющего. Так, основной владелец холдинга Сергей Снопок напрямую обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с ходатайством об отстранении Лебедя с должности конкурсного управляющего «Фаэтон-Аэро» по причине его предполагаемой аффилированности с банком ВТБ. Кроме того, ему была поставлена в вину сдача в аренду нескольких АЗС, заложенных по кредиту в банке «Петрокоммерц». Пикантности ситуации добавляет тот факт, что арендатором АЗС выступает все та же фирма «Фаэтон - топливная сеть №1», предположительно контролируемая Снопками. Впрочем, до последнего времени все эти попытки не приносят Снопокам желаемого результата.
Неудачей для владельцев «Фаэтона» закончилась и попытка временного отстранения Лебедя по ходатайству правоохранительных органов, рассмотрев которое суд признал, что решение о сдаче АЗС в аренду принял еще Гайнутдинов, и к Лебедю эта ситуация отношения не имеет. Более того, в защиту менеджера выступили многие кредиторы холдинга, в частности, соответствующее заявление направил «ЮникредитБанк». Впрочем, владельцы «Фаэтона» не оставляют попыток сместить неудобного управляющего: на 26 февраля назначено рассмотрение очередного ходатайства о его смещении. А в октябре 2012 года автомобиль Дениса Лебедя был обстрелян неизвестными лицами в самом центре Санкт-Петербурга.
Светлана Длугач