Posted 17 февраля 2012, 12:12
Published 17 февраля 2012, 12:12
Modified 1 апреля, 02:39
Updated 1 апреля, 02:39
ОАО «Тольяттиазот» лихорадит. Между руководителями одного из крупнейших химкомбинатов страны зреют серьезные разногласия, которые могут привести к новым перестановкам в топ-менеджменте компании.
До последнего времени бессменным рулевым «Тольяттиазота» считался Владимир Махлай. Он был назначен генеральным директором предприятия в апреле 1985 года и с тех пор не терял контроль над заводом. При нем предприятие акционировалось, развивалось, расширялось, осваивало новые технологии, новые сферы деятельности, создавались спутниковые производства. Руководство комбината довольно успешно противостояло попыткам государства вмешаться в деятельность предприятия.
Однако в 2006 году Владимир Махлай был вынужден уехать из страны, доверив управление заводом Евгению Королеву, входившему в топ-менеджмент компании с 2001 года, а с 2009 года занимавшему пост исполнительного директора. Тем не менее, по данным экспертов «Эксперт Онлайн», «красный директор» Владимир Махлай и его семья по-прежнему контролируют более 76% тольяттинского аммиачного гиганта».
С середины 2000-х годов «Тольяттиазот» не раз оказывался в центре скандалов. Его обвиняли в непрозрачности, в занижении цен на продукцию, в уклонении от уплаты налогов, в нарушении прав миноритарных акционеров. Обладатели ценных бумаг «Тольяттиазота» утверждают, что фактически лишены рычагов реального управления компанией – даже когда они принципиально не согласны с действиями руководства предприятия, у них нет возможности повлиять на ситуацию. Акционеры также заявляют, что не имеют доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности компании. Со второй половины 2000-х годов миноритарии ТоАЗа неоднократно пытались защитить свои права в суде. В итоге 10 февраля 2012 года против Евгения Королева было возбуждено уголовное дело по факту нарушения им прав акционеров (ч. 1 ст. 185.4 УК РФ).
Тем не менее, формально общие собрания акционеров компании проводятся исправно, легитимизируя практически любые решения реальных руководителей предприятия. В середине марта 2011 года на одном из таких собраний прошли революционные перемены в руководстве компании - Владимир Махлай лишился всех руководящих постов. Закрепленная за ним почетная должность президента корпорации была упразднена. Не нашлось ему места и среди рядовых членов совета директоров. Пост генерального директора, введенный вместо должности президента, занял Евгений Королев.
Официально было предложено считать, что якобы «принципиальных изменений в «Тольяттиазоте» не произойдет». Однако все говорит о том, что между главным акционером ТоаЗа Владимиром Махлаем и руководством завода во главе с Евгением Королевым произошел серьезный раскол. В распоряжение «Росбалта» попали написанные через месяц после этого собрания акционеров обращения Владимира Махлая к губернатору Самарской области Владимиру Артякову. Судя по ним, недавний руководитель крупнейшего химкомбината крайне обеспокоен положением дел на предприятии. Вот некоторые выдержки: «Прошу Вас принять срочные меры по предотвращению непредсказуемых последствий на ТоАЗе – особо опасном предприятии. Прошу г-на Королева Е.А., Попова А.Е., Суслова В.В., Крюкова О.А. изолировать от общества за … дестабилизацию коллектива, колоссальное присвоение финансовых средств в личных целях … Сегодня работает одиннадцать крупнотоннажных агрегатов на заводе с максимальной нагрузкой. Миллионы кубов высокотемпературного газа, до 1000 высокое давление, тысячи тонн аммиака, тысячи тонн метанола – ядовитого. Психологически расстроен коллектив, на карту этими людьми поставлена жизнь людей на рабочих местах завода, города и региона на особо опасном предприятии… ведет это все к немедленному разорению и, не дай Бог, непредсказуемых последствий».
В мае была начата проверка деятельности предприятия, однако все накопившиеся вопросы – ущемление прав акционеров, непрозрачность деятельности компании, экологические нарушения и социальные проблемы – остаются неразрешенными.
Справка: ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) — один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений. Мощности предприятия позволяют ежегодно выпускать более 3 млн тонн аммиака, по 1 млн тонн карбамида и метанола, более 200 тыс. тонн карбамидоформальдегидного концентрата (КФК).