Posted 12 сентября 2011, 13:50

Published 12 сентября 2011, 13:50

Modified 1 апреля, 05:19

Updated 1 апреля, 05:19

Игра в монополию

12 сентября 2011, 13:50
Российская нефтянка за последние месяцы стала площадкой для крупных скандалов. Бои ведутся за рынки и доходы, в них участвуют чиновники, суды и акционеры. Все это, безусловно, негативно сказывается на инвестиционной привлекательности сектора.

До последнего времени государство всячески баловало нефтяные компании, завлекало на новые месторождения, предоставляя налоговые послабления и вводя льготные экспортные пошлины. Однако в этом году, когда цена барреля зашкалила за $100, правительство решило, что нефтяники и так хорошо зарабатывают - в мае были отменены экспортные льготы, а с 1 октября вступает в силу новый режим налогообложения отрасли.

Правительство решило установить экспортную пошлину на все виды нефтепродуктов, кроме бензинов, в размере 66% от стоимости нефти, а на бензины (в том числе прямогонные – то есть нуждающиеся в дополнительной переработке) – 90%. Это делает невыгодным экспорт мазута (а объемы вывоза за рубеж этого продукта огромны) и бензина. Теперь нефтяники будут вынуждены потратить миллиарды долларов на модернизацию НПЗ.

С помощью запретительных пошлин на экспорт нефти правительство хочет защитить внутреннюю экономику от очередного бензинового кризиса. Буквально на днях ФАС назвала виновников недавних перебоев с топливом - ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и "Газпром нефть". Им грозят штрафы на несколько миллиардов рублей – и, скорее всего, дело обернется длительными судебными боями в арбитражах. По мнению экспертов, у ФАС есть все шансы выиграть – цены на нефтепродукты весной и отчасти летом действительно росли слишком быстро.

Между тем, в ФАС уже подготовлен документ, который запрещает компаниям строить новые АЗС в том случае, если их доля на местном рынке превышает 35%. Кроме того, одна компания не сможет одновременно заниматься и оптовой, и розничной торговлей нефтепродуктами. ФАС считает доминирование нефтекомпаний в регионах главной причиной бензиновых кризисов, поэтому и наносит все новые удары по вертикально интегрированным углеводородным концернам. Кроме того, ФАС подготовила сложную схему расчета розничных цен. Если владельцы АЗС будут выходить за рамка этой методики, то повышение стоимости нефтепродуктов будет признаваться неоправданным, и компании будут штрафоваться.

Еще одна болевая точка нефтяников - отсутствие доступа к морскому шельфу. Расположенные под водой залежи углеводородного сырья признаны "стратегическими запасами", и работать на них могут лишь "Роснефть" и "Газпром". Нефтяные компании громко жалуются на эти притеснения, указывая, что они могут добывать нефть на морском шельфе любых стран, кроме собственной. Но чиновники высоких рангов неоднократно повторяли, что готовы сделать лишь одно послабление: дополнить список допущенных к шельфу лишь "дочками" двух госкомпаний (с долей госучастия более 50%) и "Зарубежнефтью".

Кстати, самый громкий международный нефтяной конфликт связан именно с освоением шельфа. В начале этого года ВР и "Роснефть" договорились об обмене акциями и о том, что ВР пустят работать на принадлежащем России шельфе Арктики (иностранные компании туда допускаются в партнерстве с российскими). Теперь консорциум российских акционеров (ААР - «Альфа»-«Аксесс-«Ренова») ТНК-ВР пытается отсудить у британской ВР $10 млрд за нарушение акционерного соглашения при заключении сделки с "Роснефтью": оба нефтяных концерна отчего-то забыли, что соглашение о создании ТНК-ВР предусматривало эксклюзивное партнерство участников этой вертикально интегрированной нефтяной компании. Возможно, ВР и "Роснефть" решили, что совладельцы ТНК-ВР не посмеют об этом заикнуться - с учетом того, что арктическую сделку "освятили" Владимир Путин и Игорь Сечин. Но российские акционеры ТНК-ВР пошли в международный суд и добились своего - сделку отменили. И теперь уже миноритарии ТНК-ВР хотят отсудить у ВР минимум $3 млрд - в качестве компенсации за упущенную выгоду и репутационные потери. ВР в долгу не осталась и потащила по судам одного из акционеров ТНК-ВР - компанию "Ренова" Виктора Вексельберга – также за несоблюдение акционерного соглашения. Вообще, последние годы сотрудничества ТНК и ВР омрачены скандалами, связанными со стратегией объединенной компании, кадровыми и производственными вопросами, легитимностью руководства и так далее. На фоне такого многолетнего непонимания вообще удивительно, как этот альянс до сих пор существует.

Как бы то ни было, любой иностранной компании, которая захочет заключить альянс с российской, следует иметь в виду печальный опыт ТНК-ВР. Иначе может случиться то, что случилось с офисом ВР, в который в середине сентябре нагрянули судебные приставы, устроившие классическое "маски шоу" с обысками и выемками документов.

Между тем, "Роснефть" объявила о стратегическом партнерстве с ExxonMobil. Эксперты пока гадают, насколько жизнеспособен окажется этот альянс, даже не предлагающий обмена акциями. Мировые экологи уже критикуют ExxonMobil за то, что она заключила партнерство с компанией, у которой довольно спорная экологическая репутация. А акционеры и партнеры ExxonMobil сомневаются, стоит ли создавать альянсы с госкомпанией, работающей в особых условиях, пользующейся поддержкой властей и, вдобавок, забравшей себе активы опального ЮКОСа.

Кроме того, следует помнить, что российский нефтяной бизнес – это не только спорные сделки и "разборки" между участниками рынка. Серьезные проблемы у компаний могут возникнуть даже из-за пренебрежительного отношения к собственным акционерам. Самый яркий пример - иски Алексея Навального, миноритарного акционера "Роснефти" и "Транснефти", через суд затребовавшего доступ к протоколам заседаний советов директоров этих компаний. Судебные тяжбы длятся уже больше года. "Транснефть" битву проиграла и предоставила миноритарию запрашиваемые документы, "Роснефть" продолжает сопротивляться. Но очевидно, что подобные дела не лучшим образом сказываются на деловой репутации.

На международной арене у нефтяников тоже не все гладко, и страны, долгие годы считавшиеся стратегическими партнерами, преподносят неприятные сюрпризы. Главным разочарованием, безусловно, стал Китай. Еще в 2009 году Россия договорилась о поставках нефти в КНР: 300 млн тонн сырья в течение 20 лет за $25 млрд, по льготному тарифу. Но весной этого года китайская сторона решила, что даже льготный транспортный тариф ее не устраивает. Россия с этим не согласилась. Пока стороны пытались сторговаться, накопился долг, который оценивается примерно в $100 млн. Хоть сумма относительна невелика, но тут дело принципа: уступи сегодня немного – завтра от тебя потребуют гораздо больше. Пока продолжается выяснение отношений, задолженность растет. Если до конца года спор не будет урегулирован, то транспортный монополист "Транснефть" может потерять около $70 млн, а продающая сырье "Роснефть" – до $100 млн.

Нехорошая история вышла и с Ливией. "Газпром", "Газпром нефть" и "Татнефть" собирались добывать там сырье, однако из-за войны работы прекратились, а теперь, скорее всего, и не возобновятся. Критика Россией военной операции НАТО обернется сотнями миллионов долларов прямых финансовых потерь для российских компаний. "Мы потеряли Ливию окончательно", - признал недавно глава российско-ливийского делового союза Арам Шегунц.

Но все же самая большая проблема российского нефтяного сектора заключается в том, что отрасль и правительство не слышат друг друга, а потому не могут договориться. Нефтяники делают ошибки, провоцируя чиновников принимать драконовские меры, направленные на изъятие все большей части выручки. Кстати, в действиях властей есть своя логика. Чтобы ее понять, достаточно посмотреть на статистику вывоза капитала из России: едва ли не 90% из "убежавших" денег имеет нефтегазовое происхождение.

Создается ощущение, что нефтяники и власти пытаются выжать друг из друга по максимуму: государство – для бюджета, олигархи – для своих счетов. При этом "битва за нефтедоллары" очень похожа на игру в настольную "Монополию". А на то, что в проигрыше всегда остается большая часть населения страны (которая не относится к чиновникам и к "капитанам" нефтяного бизнеса), участники игры внимания не обращают.

Андрей Михайлов

Подпишитесь