Posted 15 марта 2011, 15:25
Published 15 марта 2011, 15:25
Modified 1 апреля, 09:13
Updated 1 апреля, 09:13
В 2010 году Китай стал мировым лидером по объему промышленного производства (19,8%), опередив США (19,4%). На минувшей неделе в Пекине завершилась ежегодная сессия высшего законодательного органа страны - Всекитайского собрания народных представителей, на которой был утвержден очередной пятилетний план развития страны. Приоритетами для китайской экономики станут борьба с инфляцией, инновационный путь развития и переориентация на подъем внутреннего потребления.
"Инфляция за февраль составила 4,9%, что не устраивает ни население, ни власть", - отмечает директор аналитического отдела MDC Дмитрий Уголков. При этом четырехпроцентную инфляцию китайские экономисты закладывали в планы развития страны на весь 2011 год. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао был вынужден прямо на сессии заявить, что высокие темпы развития экономики увеличивают инфляционное давление.
Как уточнил премьер, инфляционный всплеск объясняется двумя факторами. Во-первых, поведение ряда стран на международном финансовом рынке приводит к резким колебаниям валютных курсов и цен на товары массового потребления. Во-вторых, в самом Китае рост инфляции вызывается повышением стоимости рабочей силы и ростом цен на продукцию первичной переработки.
Китаю придется более продуманно регулировать соотношение между обеспечением роста экономики, увеличением занятости и сдерживанием инфляции. На практике это должно вылиться в снижение темпов роста китайской экономики на ближайшие пять лет до 7% в год. Со структурной точки зрения особое внимание будет уделяться развитию сферы услуг, а также средних и малых предприятий, особенно в научно-технической области. То есть Китай, как и Россия, объявляет о переходе на инновационный путь развития. За пять лет доля расходов на науку вырастет с 1,5% до 2,2% ВВП (в 2011 году - до 1,85%).
Кроме того, слегка напуганные революциями в арабском мире китайские власти решили приложить дополнительные усилия для повышения уровня жизни в стране. Ведь в Китае (как и в России) растет социальное расслоение: если в приграничных районах и городах нормальной считается зарплата в $270, то в глубинке и $100 вызывают зависть.
Поэтому следующей задачей пятилетки станет переход от экспортоориентированного производства на целенаправленное развитие внутренней экономики. По планам, в течение следующих пяти лет импорт КНР должен вырасти с $1,4 трлн до $2,7 трлн. "Число занятых в городах и поселках возрастет более чем на 9 млн человек, коэффициент зарегистрированной безработицы не выйдет за пределы 4,6%, - перечислял на сессии Вэнь Цзябао. - Активизируется осуществление синхронизации роста доходов населения с экономическим развитием, а также роста оплаты труда с повышением производительности труда, обеспечивая фактический рост располагаемых среднедушевых доходов горожан и чистых среднедушевых доходов крестьян на 8% и больше; продолжится совершенствование системы социального обеспечения..."
Более того, Китай, являющийся мировым лидером по объемам экспорта, получил по итогам февраля не профицит, а дефицит торгового баланса в размере $7,3 млрд. "В феврале, впервые за период с марта прошлого года, зафиксирован пассивный торговый баланс. В числе причин этого, разумеется, можно назвать влияние недельного отпуска по случаю праздника Весны. Но, что более важно, в сложившейся ситуации отражается тенденция постепенного сокращения положительного сальдо во внешней торговле", - констатировал эксперт Института международного торгово-экономического сотрудничества при министерстве коммерции Ли Цзянь. То есть процесс пересмотра внешне- и внутриэкономических приоритетов уже идет.
На России планы Китая отразятся незначительно. Во-первых, это совершенно не ослабит демографическое давление на российский Дальний Восток. Как отмечает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев, это ослабление возможно только за счет адекватной российской политики. "Мы не можем уравновесить как внешние миграционные потоки, так и внутренние. Россияне покидают Дальний Восток и Восточную Сибирь, так как их не устраивают условия жизни и труда, - сообщил он. - Если не решать эти проблемы, то отток населения из этих регионов продолжится, а на их место будут продолжать приезжать граждане Китая". "Вряд ли Китай сбросит Дальний Восток со счетов – проблемы территорий Поднебесную волнуют давно и остро. К тому же китайский бизнес вовсю работает на отечественных территориях – в том числе и во благо России", - констатирует и аналитик "Инвесткафе"Анна Бодрова.
Во-вторых, даже ускоренное инновационное развитие соседнего государства вряд ли обеспокоит российские власти настолько, чтобы начать действовать на упреждение. "Если инновационное ускорение Китая спровоцирует Россию хотя бы на какое-то более активное движение, исключая уже имеющийся проект "Сколково", нашей стране это будет только во благо", - признает Бодрова. Но, уточняет она, если Китай давно переориентировался на модернизацию, причем в различных областях, то Россия в данном процессе только "поворачивает голову". "Для нас главный вопрос заключается в том, сможем мы ли в перспективе дорожающий китайский импорт уравновесить своими отечественными товарами, - поясняет Клюев. - Уровень развития российской экономики и промышленности пока не позволяет этого утверждать. Перспективы развития российских инновационных центров пока тоже достаточно туманны".
Со своей стороны, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских напомнил, что НИОКР КНР опирается на широкую промышленную базу, которая имеет выраженную тенденцию к росту и развитию. "Китай культивирует развитие образования, науки, стимулирует продвижение вверх по технологической лестнице, - заявил аналитик. - У нас в стране идет, скорее, обратный процесс, продолжается деградация экономики и ее упрощение. А сырьевой экономике рост расходов на науку вряд ли поможет. Начинать нужно не с науки, но с экономической базы". По словам эксперта, идеологи попытки прорваться в постиндустриальное общество с помощью проектов типа «деревни» Сколково должны в первую очередь думать о том, где будут применяться полученные в Сколково знания и разработки. "С этим у нас большие проблемы, - уточняет Подлевских. - Имеющиеся научные коллективы с хорошими разработками не могут втиснуться в интересы наших предприятий, поскольку нет широкого рынка, нет конкуренции, а значит, и стимулов к инновационному процессу".
Впрочем, для россиян есть некоторое утешение. Китайский опыт последних десятилетий достаточно уникален, и повторить его любой другой стране очень непросто. В частности, трудно даже представить, какой регион планеты смог бы совершить похожий экономический рывок за столь короткое время.
"Я думаю, что конкуренции дешевым китайским товарам на рынке не будет еще довольно долго: из-за высокой плотности населения, даже при условии быстрого роста уровня жизни в Китае, потребуется минимум пять лет на перестройку системы. Что касается более отдаленных перспектив, то конкурентами товаров из Китая могут стать индийские аналоги, корейская промышленность также работает весьма интенсивно", - полагает Анна Бодрова.
"Среднедушевный доход китайца может существенно возрасти за пятилетку, но он останется существенно ниже, чем в Европе и США, - отмечает, в свою очередь, Подлевских. - И через пять лет Китай лишь отчасти снизит свое конкурентное преимущество от дешевой рабочей силы. Нишу еще более дешевого рабочего труда все более будут занимать другие страны азиатского региона. В частности, есть перспективы аналогичного рывка у Индии, Вьетнама и ряда других стран. Но такого красивого рывка вверх огромной страны, возможно, мы уже не увидим".
А вот Клюев более категоричен: "В современном мире феномен китайского экспорта вряд ли повторим. Ни одна страна не обладает сопоставимыми с Китаем трудовыми ресурсами".
Впрочем, россиянам пока не стоит особо завидовать китайцам - благосостояние соседей вряд ли будет расти "не по дням, а по часам" в ближайшее время. "По словам реформатора Дэн Сяопина, сначала в Китае разбогатеет часть населения, затем – все, - отмечает Уголков. - Понятно, что всеобщее богатство в стране с миллиардом крестьян – цель не одного десятилетия".
Игорь Чубаха