Posted 9 июля 2010, 12:34

Published 9 июля 2010, 12:34

Modified 1 апреля, 13:10

Updated 1 апреля, 13:10

Бюджетную дыру затопят шоколадом

9 июля 2010, 12:34
Минэкономразвития скоро объявит, на какие товары роскоши собирается ввести акцизы. Вероятно, в список войдут ювелирные изделия и шоколад. В итоге, цены на них вырастут, а часть производителей вместо легальной продукции начнет "гнать" контрафакт.

Минэкономразвития вслед за Минфином стало придумывать, какие еще можно ввести акцизы. «Я сейчас не буду говорить о конкретных товарах, потому что сейчас мы ведем расчеты», - сообщила глава МЭР Эльвира Набиуллина. По ее словам, конкретные предложения прозвучат во второй половине июля.

Однако ранее в СМИ просочилась информация о том, что министерство рассматривает возможность введения акцизов на "товары роскоши" - ювелирные изделия, фарфор, ковры, меха и даже... шоколад. По сути, речь идет о частичном восстановлении отмененного в 2001 году списка подакцизных товаров.

Причины акцизного законотворческого зуда Минэкономразвития те же, что и у Минфина. Дефицит госбюджета по итогам полугодия составил 2,3% ВВП, однако по итогам исполнения всех расходов за год достигнет, как ожидается, 5,4% ВВП (2,4 трлн рублей). Страна живет не по средствам, и срочно необходимо искать новые источники бюджетных пополнений. В частности, Минфин предложил повысить акцизы на водку, табак и бензин. С бензином правительство пообещало определиться до конца месяца.

Вводить "драконовские" акцизы на водку не разрешил лично премьер-министр РФ Владимир Путин - ведь в 2012 году выборы, и чересчур злить электорат не стоит. Тем более, и без этого сегодня действует программа "плавного" повышения водочных акцизов на 10% в год.

По табаку вопрос сейчас решается, но сторонники здорового образа жизни уже "пляшут на костях" курильщиков. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курят более 40% населения (22% женщин и 60% мужчин), и если акциз увеличить втрое (до 15 рублей за пачку), казна получит дополнительно 170 млрд рублей в год. При этом сотрудники ВОЗ считают, что акциз должен достигать 70%, а сама пачка в рознице стоить 200-300 рублей.

Со своей стороны, МЭР не только не спешит оглашать перечень будущих акцизов, но и не говорит, какую долю в процентах от стоимости товара они должны составлять. Одна из причин подобной осторожности в том, что отрасли, призванные стать акцизными донорами, сейчас сами чувствуют себя не лучше дырявого бюджета.

С ковров взятки гладки - их россияне в кризис перестали покупать вообще. Фарфор также теряет покупателей, а производители никак не могут найти денег на модернизацию (по данным Федеральной службы статистики, последние пару лет производство падает ежегодно примерно на 20%).

Печальна ситуация и с некогда знаменитой российской пушниной. Например, звероводческие хозяйства Дании за год производят 11 млн шкурок норки, а России - до 2,7 млн штук. В Финляндии песца производят 2 млн шкурок, а в России - 380 тыс. Отрасль постепенно деградирует, 80% мехов, которые продаются в России - импортные.

У ювелиров дела идут несколько лучше. Однако кризис сказался и на этой сфере. По данным Пробирной палаты РФ, за прошедший год золотых изделий российских производителей было апробировано около 27 млн штук (72 тонны) — выпуск снизился на 38%. При этом, по оценке главы НП «Союз участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней» Флуна Гумерова, доля ювелирного контрафакта в разных регионах РФ составляет от 30% до 50% оборота. Введение акцизов приведет к еще большему увеличению теневого рынка. Кроме того, как считает гендиректор «Росювелирэксперта» Ольга Миронова, акцизы резко ударят по инвестиционной привлекательности ювелирной отрасли. А ведь до последнего времени модернизация отрасли шла хорошими темпами даже без господдержки.

Не сладко сегодня живут и производители шоколадных изделий. В конце июня цена какао-бобов на мировых биржах достигла 32-летнего максимума, так что шоколад будет дорожать и без введения акцизов. При этом, по данным Profi Online Research, в российских городах-миллионниках более половины молодых людей покупают шоколадные батончики 1-3 раза в неделю, а каждый пятый – ежедневно. А по данным bsmarket.ru, 53% россиян балуют себя шоколадом 2-3 раза в неделю, 33,7% - 2-3 раза в месяц, еще 6,7% - 1 раз в день и чаще. Тоже мне – роскошь!

То есть, охотясь за акцизами, Минэкономразвития надеется "доить" отрасли, которые чахнут и без лишнего налогового бремени. Как сообщил "Росбалту" консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский, каждая из указанных инициатив заслуживает тщательной проработки. "Не стоит забывать о том, что реализация проекта может привести к распространению коррупционных схем ухода от уплаты налога на предметы роскоши - расширению теневого рынка", - предупреждает эксперт.

Игорь Чубаха

Подпишитесь