Posted 30 июня 2009, 11:51
Published 30 июня 2009, 11:51
Modified 1 апреля, 17:31
Updated 1 апреля, 17:31
Новый проект «Закона о торговле» в свете требований премьер-министра РФ Владимира Путина должен появиться 4 июля, а днем раньше Госдума завершает весеннюю сессию заседаний. Поэтому парламентские слушания, где будет рассмотрен законопроект, пройдут только осенью. Закон должен регулировать достаточно широкий круг вопросов, включая даже процедуры выделения мест под выездную торговлю.
Однако главное в законе — правила игры для двух участников процесса: поставщиков товара и его продавцов. «Речь идет о создании равных условий для развития всех форм торговли, о формировании цивилизованных стандартов взаимодействия по всей цепочке от производства сельхозпродукции до переработки и потом продажи», - сказал Путин.
Отметим, что до сих пор непримиримые противоречия между этими сторонами приводили только к росту конечной цены товара в торговых сетях. Но развитие событий в том же направлении становится социально взрывоопасным. Через пару месяцев готовящийся отметить годовщину кризиса, озверевший от макаронной диеты потребитель уже готов устраивать «голодные» бунты. «Эта тема исключительно важная, она имеет как экономическое, так и социальное измерение», - констатировал Путин.
Десять дней на доработку «Закона о торговле», а точнее, закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Путин дал Минпромторгу в минувшую среду после эпохального посещения «Перекрестка» на Осеннем бульваре в Крылатском. И уже в воскресенье на встрече с руководителями партийных фракций Госдумы премьер снова вернулся к вопросу: «Средняя наценка на отдельные виды товаров достигает 55-100%. Это перебор», - сетовал он. «У депутатов есть свой проект, у министерства - свой. Оптимально будет сочетание с упором на то, что разработано депутатами Госдумы», - сказал премьер-министр. Общее мнение о содержании пресловутого закона уже можно попытаться составить.
Напомним, представляя «минпромторговский» проект закона, заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев сообщил, что в документе, среди прочего, прописаны следующие положения: типовая форма договора о поставке, содержащая «перечень всех дискриминационных прав, которые не могут быть применены по отношению к поставщикам продовольствия» и регламентирование сроков отсрочки за поставляемые продукты. Таким образом, государство как бы выступает юридическим консультантом для обеих сторон, от услуг которого нельзя отказаться. Кроме того, в варианте Минпромторга озвучены принципы антимонопольного регулирования торговой деятельности, по сути это перечень возможных нарушений антимонопольного законодательства.
«Думский» вариант законопроекта имеет ряд отличий от «министерского». В частности, малому бизнесу не только обещаны альтернативные торговым сетям площадки, но и определена квота. То есть, 40% торговых площадей в регионе должны иметь несетевой формат.
Главный же «камень преткновения»: Минпромторг против фиксированной максимальной торговой наценки, а Госдума — "за". «Установление планки даст возможность существенно снизить цены», - настаивает спикер Госдумы Борис Грызлов.
Иными словами, велика вероятность того, что в итоговом проекте (может быть, отдельно для каждого региона), предельная планка наценки будет зафиксирована. Ведь Путин потребовал учесть замечания Грызлова.
Впрочем, возникают сомнения, что эта мера окажется эффективной. Как сообщил «Росбалту» один из участников оптового рынка, само по себе установление нормы на максимальную наценку ничего не даст. Владеющие розничными магазинами компании элементарно зарегистрируют ряд компаний-оптовиков. Товар, оставаясь на складе, банально будет перепродаваться по цепочке от оптовика к оптовику, и на каждом этапе цена будет повышаться. Так, чтобы на последнем этапе — перед поступлением в розницу - оптовая цена все равно оказалась высокой. И при такой практике даже законодательно невысокая розничная наценка приведет к тому, что есть и сейчас — колбаса по 400 рублей за кило.
Именно с этой «схемой» на днях демонстративно стала бороться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Напомним, в интервью программе «Вести недели» замглавы ФАС Андрей Кашеваров сообщил: «Мы выяснили, что в настоящий момент в ряд сетей соусы, например, могут быть поставлены только через четырех посредников и никак напрямую, с накруткой цен примерно 45%. Все это содержит признаки сговора». По словам Кашеварова, в ФАС «составлен алгоритм, по которому будет проводиться расследование по данному вопросу».
То есть, антимонопольное ведомство обещает, что будет бороться со всеми случаями «прокрутки» товаров по оптовым цепочкам. Но с другой стороны — не всегда ФАС сможет доказать сговор оптовиков в суде. И вообще - зачем же писать закон, априори допускающий существование таких схем? Более того, есть сомнения, что такой закон прошел бы «антикоррупционную» экспертизу.
В итоге крупных игроков рынка не столько беспокоит введение наценочной планки в новом законе, сколько «карательные» возможности ФАС. На сегодня, если удается доказать «ценовой сговор», ритейлерам грозит штраф в размере от 1% до 15% от оборота за предшествующий год. Но ведомство в лице главы Игоря Артемьева уже предложило установить в проекте закона «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» для розничных торговых сетей фиксированный штраф до одного миллиона рублей. Буквально как в басне, чтобы «и овцы целы, и волки сыты».
При ближайшем рассмотрении оказывается, что «Закон о торговле» изменит только одно - усилит роль государства в регулировании отношений между поставщиком и продавцом. Потребитель останется в стороне.
Правда, продуктовые цены в РФ гораздо в большей степени завязаны на доллар, чем на обещания чиновников их придержать. И если доллар снова не начнет расти, можно будет рапортовать, что принятые меры по сдерживанию продуктовых цен оказали свое благотворное влияние. Если будет укрепляться, то - «хотели, как лучше...»
А на сдерживание социальной напряженности будет работать совсем другой закон. Принятый без лишней помпы. 26 июня Госдума приняла поправки в закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс России», который устанавливал, что «с 1 января 2010 года деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) должна производиться исключительно в капитальных зданиях, строениях и сооружениях».
В соответствии с поправками, срок переноса торговли в капитальные строения для розничных рынков «отодвинут» на 2 года. «При этом исключение сделано в отношении Санкт-Петербурга, Москвы и городов с численностью более 500 тыс. человек - здесь мы передвигаем срок на 1 год», - уточнил Грызлов.
«В связи с мировым кризисом, в сложной финансово-экономической ситуации некоторые организаторы розничных рынков не смогут в установленные сроки осуществить реконструкцию рынков или начать капитальное строительство, - прокомментировал это «послабление» председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. - Кроме того, переход в капитальные строения повлечет повышение цен на продукцию, что негативно скажется на покупателях».
По оценке депутата, если не принять срочные меры, часть рынков закроется, а это повлечет рост арендной платы за торговое место на оставшихся рынках. И в первую очередь пострадают граждане, ведущие крестьянское (фермерское) и личное подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, так как для них рынок является фактически единственным местом реализации выращенной продукции, а зачастую единственным источником семейного дохода. «В не меньшей степени пострадают потребители, поскольку отечественные продукты, реализуемые на розничных рынках, востребованы большей частью населения страны из-за своей ценовой доступности и качества»,- добавил Федоров.
Игорь Чубаха