Posted 3 сентября 2022, 07:18
Published 3 сентября 2022, 07:18
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Раньше лето у многих россиян ассоциировалось с поездками и новыми впечатлениями. Однако теперь, когда уровень жизни падает и отношения с другими странами ухудшаются день ото дня, путешествия переходят в виртуальный формат. И телевизор пока еще пытается держать позиции, хотя конкуренция с бесчисленными трэвел-блогами явно ему не по плечу. Премьеры в формате «вокруг света» уже давно не вызывали такого резонанса, как передачи Михаила Кожухова в начале 2000-х, а сегодня и вовсе смотрятся беспомощными. Приходится «локализовывать производство».
Я уже писала о шоу «Приехали» на ТНТ, посвященном разным уголкам России и их особенностям. Оно явно не снискало успеха, но теперь СТС запустил похожий проект под названием «INТУРИСТЫ». Идея все та же — продемонстрировать, что наша страна ничуть не менее привлекательна для путешественников, а заграничность сама по себе еще не является знаком качества.
Остроты новому проекту было решено добавить за счет тандема ведущих, которые играют на контрастах и противоречиях. Это актриса Мария Горбань, в основном известная по сериалу «Кухня», и Алексей Кривеня — юморист, выходец из КВН и участник многих юмористических проектов СТС.
Каждый выпуск начинается с противопоставления образа жизни московской светской дивы и простого паренька из Армавира. Ведущие выступают скорее как актеры в гротескных образах. Горбань комично надувает губы перед камерой, меняет наряды и карманных собачек, как полагается «девушке из высшего общества». Кривеня изображает провинциала, питающегося домашними закрутками, из курортов знающего только Анапу и не отличающегося хорошими манерами — гэги на эту тему вызывают поистине испанский стыд.
В первом сезоне дуэт исследует Дагестан, Якутию, Калининградскую, Костромскую, Астраханскую и Мурманскую области. Как сообщала пресс-служба проекта, съемки шли в авральном режиме и на каждый регион группе отводилось не более четырех дней. Однако стоит признать, что с точки зрения картинки программа удалась — впрочем, и живописный материал, и современные технические возможности вполне к этому располагают.
Обратить внимание стоит на другое — на странную навязчивую идею сравнивать российские достопримечательности с зарубежными. Это напоминает стандартный пиар-ход отечественного кино — называть ту или иную премьеру «ответом» какому-нибудь американскому блокбастеру. И вроде бы промоутеры пытаются повысить таким образом рейтинг, но получается обратный эффект: создается ощущение, что это нечто вторичное, а значит, скорее всего, менее интересное.
Схожее впечатление и от трэвел-программ, при том что достопримечательности России действительно прекрасны сами по себе. Но «интуристы» делают акцент именно на том, что российское не хуже заморского: Сулакский каньон в Дагестане сравнивается с Гранд-Каньоном в США, озеро Баскунчак — с Мертвым морем, а Кольский полуостров — с Исландией. И между строк читается довольно обидный посыл, что за неимением возможности ездить по миру сойдут и наши края. Он чувствовался и в «Приехали», но там все сглаживала доброжелательная харизма ведущего Дмитрия Красилова. А натужные пикировки Горбань и Кривени не вызывают ничего, кроме раздражения.
Юмор в этих сценках еще более низкопробный, чем в нынешнем КВН. Горбань играет стереотипную гламурную блондинку, которая не знает, что за МКАДом есть жизнь, а ее партнер — не менее картонного жителя периферии, для которого и Москва — неведомые райские кущи, а все, что больше его дома, — «уже дворец» (цитата из программы).
При этом Кривеня наверняка мог бы придать этой роли убедительности и хоть мало-мальского обаяния: ведь образ простого, слегка непутевого, но искреннего парня по-прежнему популярен и любим в народе. Однако вся его игра сводится к откровенному кривлянию: герой вытирает сальные от беляша руки прямо об одежду, засыпает на концерте органной музыки, пытается возложить на могилу Иммануила Канта конфетки и печенье, считает, что Иван Грозный — это персонаж комедии… В общем, полный кринж.
А Мария Горбань просто присутствует в кадре как декорация, и есть ощущение, что без нее и ситкомовских диалогов шоу могло бы выглядеть более пристойно.
Еще один крайне раздражающий момент — навязчивая реклама: ведущие расхваливают то отечественную платежную систему, то средство от грибка. Впрочем, оно и понятно. Программе нужны спонсоры и бюджет, ведь путешествия по России — дорогое удовольствие, и именно это в основном препятствует развитию внутреннего туризма. Соответственно, вряд ли новый проект сможет кого-то вдохновить на посещение Астрахани или Дербента. А тот пикантный факт, что после съемок Мария Горбань уехала в отпуск на Шри-Ланку, еще раз подчеркивает: вся патриотическая повестка для наших селебрити — не более чем унылые рабочие будни.
Людмила Семенова