Posted 13 августа 2022, 08:07
Published 13 августа 2022, 08:07
Modified 30 марта, 08:16
Updated 30 марта, 08:16
Хорошая актерская игра зачастую может спасти проект с неудачным сценарием. Но если главная идея сводится к попытке обыграть злободневные темы в ангажированном ключе, старания актеров пропадут зря. И зритель воспримет увиденное на экране как очередной пропагандистский продукт, а вовсе не отражение эпохи.
Примерно такое впечатление производит сериал «Бедный олигарх». То, как там подается тема санкций и социального расслоения, вызывает скорее скепсис и раздражение, нежели улыбку. Что, в общем, неудивительно — ведь создавали его люди, которые очень искушены в российском шоу-бизнесе, неразрывно связанном с государственной политикой. В частности, одним из продюсеров выступила Тина Канделаки, которая с недавних пор находится под персональными санкциями США.
Сериал повествует о российском миллиардере с говорящим именем Виктор Гнида (его играет Владимир Сычев) — сам он он утверждает, что ударение в фамилии ставится на второй слог, объясняя это французскими корнями. Живет Гнида в Великобритании и пытается кое-как изъясняться по-английски, чтобы «сойти за своего». Однако после начала военной операции на Украине герой попадает в санкционную немилость. Все счета и активы, которые он когда-то предусмотрительно вывел на Запад, заблокированы, пути на родину перекрыты, так как олигарх больше не может воспользоваться личным самолетом и яхтой. Прислуге нечем платить, а роскошную домашнюю утварь приходится распродавать по бросовым ценам. Те, кто следит за новостями, наверняка увидят здесь намек на откровения российских бизнесменов Михаила Фридмана и Петра Авена.
На бывших друзей главному герою, разумеется, рассчитывать не стоит. И у него остается только верный и смышленый дворецкий Адам, с шотландским происхождением и русской бабушкой. Его роль весьма зажигательно исполняет Максим Лагашкин.
Далее на протяжении нескольких серий зритель наблюдает за набором абсурдных ситуаций, суть которых в общем сводится к одному — растерянности избалованного жизнью богача, который катится по наклонной и вместо изысканных блюд вскоре ест лапшу быстрого приготовления и пьет воду из-под крана.
При этом олигарх выглядит каким-то уж чересчур инфантильным человеком, живущим в полупридуманном мире, — он даже не знает, сколько денег переводил жене «на шопинг». И ни секунды не веришь, что он «прошел лихие 90-е». В образе, созданном Сычевым, нет ни властности, ни жесткости, ни презрения к «тем, у кого нет миллиарда». Все эти качества вроде бы прописаны в сценарии — к примеру, через то, что он не знает имен слуг, за исключением Адама, — но не сыграны.
Продюсер проекта Сарик Андреасян говорит, что герой — это своеобразная карикатура: «Мы собрали все стереотипы в один сериал и сделали собирательный образ олигарха, который вышел из народа, разбогател, но в глубине души остался простым русским. Вместе со сценаристами и актерами представили, как выглядит его быт, чем заставлены комнаты в его поместье, как он общается с дворецким и другой прислугой». А актер Владимир Сычев так характеризует своего персонажа: «В целом он неплохой человек. Это олигарх, который реально заработал свое состояние, заслужил его, но заигрался, и вседозволенность вкупе с безнаказанностью сыграли с ним злую шутку».
Надо признать, что для набора скетчей такой чудаковатый образ вполне подходит, тем более в тандеме с невозмутимым и харизматичным дворецким. Однако нюанс в том, что создатели явно стремились сделать проект злободневным — уже в первых сериях обыгрывается множество современных мировых тенденций. В сценках с мулаткой-эскортницей прошлись по движениям BLM и MeToo; в эпизоде с девушками, нанятыми для подпольного игорного клуба, — по бодипозитиву. А когда Гнида вспоминает о Грете Тунберг, то гордостью отмечает, что его дети тоже вносят вклад в защиту природы — делают из мусора еду для бедных (пожалуй, за всю первую половину сериала это наиболее меткая и горькая шутка, показывающая, что богатые лицемеры во всех странах и культурах по сути одинаковы).
Однако попытка вплести в этот ряд тему санкций придает сюжету спекулятивности. Современного российского зрителя крайне трудно убедить в том, что магнаты так же уязвимы перед глобальными потрясениями, как и обыватели. И к ограничениям, наложенным сегодня на российскую экономику, относиться с юмором довольно сложно — особенно тем, для кого нынешний кризис уже не первый и кто на протяжении всей своей жизни вынужден считать каждую копейку.
Если все же постараться отвлечься от актуального контекста, то сериал можно назвать вполне смотрибельным — но только благодаря тандему Сычева и Лагашкина, которые играют без претензий и пошлости, зато с добродушным юмором. Актеры, видимо, понимают, что они совершенно не похожи на понюхавшего пороху русского воротилу и британского слугу — и откровенно забавляются над своими противоречивыми образами.
Людмила Семенова