Posted 1 марта 2022, 16:38
Published 1 марта 2022, 16:38
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Войной, как известно, происходящее сегодня не является. Но по масштабам это далеко превосходит абсолютно все, что случилось на прежних советских землях за последние 30 лет. Недавно я делился предположением, что даже ближний круг Владимира Путина до последнего момента не был в курсе, какой приказ он отдаст. Однако не только им, но и каждому из нас, рядовых граждан, придется ощутить на себе последствия.
Еще не все возможные санкции объявлены, но давайте для простоты вообразим, что это будет сделано. Говорят об откате в начало 90-х. В первом приближении именно так дело и обстоит. Однако есть несколько различий между «тогда» и «теперь», которые стоит разобрать.
1. «Тогда», и особенно в начале 1992-го, в крупных городах намечался голод, который был предотвращен в том числе благодаря поставкам западной гуманитарной помощи.
Теперь гумпомощи ждать не приходится, но голод маловероятен. Российское сельское хозяйство сейчас совсем не такое, как 30 лет назад.
Зависимость от продуктового импорта все равно достаточно велика, и в случае совсем уж радикального отключения от SWIFT, портовых бойкотов, затруднений при оплате и т. п. вполне возможны сбои в китайско-бразильских поставках длительностью несколько месяцев. Ведь даже для расчетов в юанях нужно будет подготовить специальные схемы. Однако эти перебои не лишат рядового россиянина минимального набора продуктов.
Да, все подорожает, и нам придется затянуть пояса не в переносном, а в буквальном смысле слова.
Не исключено, что очереди за едой, такие привычные советским людям, снова станут частью нашего быта.
Качество продуктов снизится, хотя и не до старосоветского уровня, а если начальство еще от себя, в порядке контрсанкций, добавит запрет на ввоз любых продуктов из Европы, то гурманам, привыкшим к тамошним лакомствам, от вин до настоящих макарон и шоколадных конфет, придется изменить привычки.
Очень интересно, как будет с лекарствами. Тридцать лет назад без большинства из них как-то обходились, а сейчас зависимость от их импорта является критической. Предполагаю в этом пункте какой-то компромисс. Скорее всего, санкции на фармацевтическую продукцию не распространятся, но наши власти сами постараются уменьшить ее импорт. Лекарства будут, но станут заметно дороже.
2. Существенно подорожает вообще все. Хотя бы по причине массированной денежной эмиссии и падения курса рубля.
Но очень маловероятно, что инфляция, как в 1992-м, будет измеряться тысячами процентов, а доллар — дорожать в десятки раз.
Во-первых, даже при блокировке половины государственных валютных резервов оставшихся там сумм (в юанях, в золоте и прочем) будет не так уж мало. И просто на руках у россиян долларов во много раз больше, чем в 1992-м. А во-вторых, у нас сейчас совсем на другом уровне управление финансами. В этом смысле 30 лет прошли не зря.
3. Три десятилетия назад ни интернета, ни гаджетов просто не было. Жили без них и не тужили. Но угрозы вернуться в этот мир сейчас нет.
Западные гаджеты, в том числе и сделанные в Китае по лицензиям, отпадут сами собой, но останутся чисто китайские или притворяющиеся западными суррогаты.
Западные соцсети тормозят, и дело идет к полной их блокировке. Но чебурнет под присмотром РКН будет вполне дозволен.
Правда, от привычных развлечений, поставляемых, скажем, Netflix, скорее всего придется отказаться. Но в Китае производство патриотических сериалов и боевиков поставлено на широкую ногу, и некоторые из них я, например, смотрел с большой пользой для себя.
4. Китайские товары всех категорий станут, видимо, безальтернативными. И это не так уже плохо — ведь еще году в 1990-м не было вообще ничего импортного. А сейчас придется распрощаться только с западными автомобилями, в том числе и собранными у нас.
Также предстоит свести к минимуму европейский туризм. При этом поездки на курорты Турции и Египта вряд ли будут отменены — просто из-за слабости рубля и падения доходов наших граждан станут менее доступными. Но ведь 30 лет назад было еще хуже.
5. И еще важное. С середины 1980-х до конца 1990-х нефть была дешевой, и бедность жизни чуть не наполовину объяснялась именно этим. Сейчас нефть дорогая, но на Западе толкуют о бойкоте российских энергоносителей.
В ближайшие годы считаю его не очень вероятным. Однако теперь каждый день происходит что-нибудь невероятное.
В любом случае Китай не откажется приобретать газ, нефть, древесину и уголь. Это, конечно, наихудший в денежном смысле вариант. Китайцы требуют от россиян самим доставлять сырье и при его покупке считают каждый юань. Но даже и при таком повороте событий столь скудными, как 30 лет назад, экспортные доходы не будут.
Подводя предварительный итог, осторожно предположу, что быт россиян хотя во многом и вернется к тому, что было 30 лет назад, но в целом окажется более устойчив. Только надежды на лучшее будущее останутся в прошлом.
Сергей Шелин