Posted 3 января 2022, 07:33

Published 3 января 2022, 07:33

Modified 30 ноября, 07:05

Updated 30 ноября, 07:05

Россия: третий год в ковидном бреду

3 января 2022, 07:33
В 2021-м наша страна потеряла вдвое больше людей, чем в предыдущем. Власти были беспомощны и в своем бездействии, и в активности.

Количество жертв пандемии определяют не по казенным рапортам, а по избыточной смертности, отсчитываемой либо от среднего уровня за несколько доковидных лет, либо от тренда.

Если считать от тренда, то число избыточных смертей в России за время эпидемии достигло к концу декабря 1 млн человек. В том числе за 2020 год — 360 тыс., а за 2021-й — почти вдвое больше. Только на пике, за октябрь–ноябрь, «избыточно» умерли 210 тыс. россиян, почти по 4 тыс. в день. Таков был наш эпидемический «рекорд», в несколько раз перекрывший официальную отчетность.

Общая смертность по итогам 2021-го превысила рождаемость в 1,7 раза. Средняя ожидаемая продолжительность жизни сократилась на 3,3 года по сравнению с доковидным 2019-м и опустилась до 70 лет. Это гораздо хуже, чем в других крупных странах. Определенно больше людей, чем Россия, от коронавируса потеряла только Индия. Избыточная смертность, по приблизительным подсчетам, составила там за эти два года 3–5 млн. Но население Индии вдесятеро превосходит наше. А в США (потери которых, как и у нас, приближаются к миллиону) число жителей больше в 2,2 раза.

Если же взять мир в целом, то за 2021-й были зарегистрированы три пика смертности от COVID-19: самый высокий — в январе (до начала вакцинации), чуть ниже — в мае (на первых стадиях массовой прививочной кампании), и еще ниже — в августе (когда многие были уже вакцинированы). После этого все последние месяцы число ежедневных смертей в мире держится примерно на одном уровне, и оно вдвое меньше январского максимума. Невиданный осенний всплеск ковидной смертности в России является сильным отклонением от мирового тренда.

Причины понятны. О действенности локдаунов и QR-кодов можно спорить без конца, но в том, что прививки уменьшают вероятность тяжело заболеть, сомнений нет. А уровень вакцинации в нашей стране на конец 2021-го (50% россиян привиты хотя бы одним компонентом, 44% — двумя) сильно отстает от среднемирового (соответственно 58% и 48%).

По числу ежедневных прививаний Россия в 12–15 раз уступает Китаю и Индии, и так уже гораздо более вакцинированным. Редко в какой стране так высока доля естественно переболевших, как у нас (не меньше 50%).

Исходя из того, что подавляющее большинство россиян вроде бы приобрели если не искусственный, так естественный иммунитет, можно было бы подумать, что главные жертвы уже принесены и худшее позади.

Но 2021 год похоронил надежды на скорый конец эпидемии. Весной в странах, развернувших массовую вакцинацию, верили, что до коллективного иммунитета остались считанные месяцы. Но дельта-штамм перевернул все расчеты. Пришлось смириться с тем, что COVID-19, в отличие от вируса кори, активно мутирует, пусть и не так быстро, как возбудитель гриппа. Другой плохой новостью стало то, что иммунитет, будь он искусственным или естественным, заметно убывает уже через пять–шесть месяцев.

Ответами многих правительств на это, помимо все сильнее злящих людей ограничительных мер, стали бустерная вакцинация и попытки добровольно-принудительно привить почти всех. А появление в конце года омикрон-штамма, пожалуй, потребует еще и разработки новых вакцин.

Грезы о скорой победе над ковидом сменились в 2021-м более скромными мечтами о переходе пандемии в эндемическую стадию. То есть о том, чтобы научиться жить с коронавирусом, отчасти смиряясь с потерями, но в первую очередь опираясь на накопленный и постоянно обновляемый иммунитет.

При всех разочарованиях видно, что последовательно действующие правительства добиваются многого и удерживают эпидемию в рамках. Хороший пример — Италия, которая в 2020-м попала под удар чуть ли не первой, несла большие потери и выглядела неспособной справиться с ситуацией. Сегодня 75% итальянцев полностью привиты, каждый четвертый уже получил бустерную дозу, а количество ежедневных смертей в 8-9 раз меньше, чем в начале 2021-го. И суммарная, накопленная за эти два года, избыточная смертность на 100 тыс. жителей в Италии втрое меньше, чем у нас.

В России вакцинацию начали раньше, чем в большинстве стран, но она не была главной задачей для властей. Чиновники до сих пор продолжают скрывать подлинное число жертв. Агитпроп весь год упивался буйством западных антипрививочников и клял иностранные вакцины, компрометируя тем самым отечественные. Госмашина обслуживала рейтинги Путина и «Единой России», то включая, то выключая антиковидные запреты в зависимости от выборных потребностей и высочайших прихотей. Рядового человека приучали, что любые связанные с коронавирусом заявления и метания начальства лицемерны, лживы и к тому же будут скоро отыграны назад.

Ни по одному «ковидному» пункту не было сверху предъявлено ни поощрений гражданам за одобряемое поведение, ни даже просто рациональных действий.

Казенным нелепостям и странностям не было числа. Приведу только один пример — об имитации борьбы за международное признание «Спутника-V».

Сертификация «первой в мире вакцины» Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA) или хотя бы Всемирной организацией здравоохранения не только разморозила бы для миллионов россиян турпоездки по многим направлениям, но, что еще важнее, сильно подняла бы доверие к «Спутнику» внутри страны.

И вот как все делали. Начиная с ноября 2020-го, в ответ на повторяющиеся заявления разработчиков вакцины об отправке в ЕМА документов для ее регистрации, Европейское агентство пятикратно сообщало, что ничего не получило. А наши чиновники с этаким сарказмом советовали ему пошарить у себя на сайте. Месяца через четыре выяснилось, что документы были загружены не на тот сайт, ошибку исправили — и в марте 2021-го ЕМА приступило к их изучению, запрашиванию недостающих подробностей и т. п. Надо ли удивляться, что при таком подходе российской стороны изучение это длится до сих пор и конца ему не видно.

Работа с ВОЗ сначала шла веселее. Тем более что с сертификацией двух китайских и одной индийской вакцины организация не тянула и признала их без проволочек. И уже в июне 2021-го ВОЗ прислала инспекторов посмотреть, как варят вакцину у нас. После чего выпустила отчет, в котором сообщила, что на одном из заводов (ОАО «Фармстандарт — УфаВИТА») ей не все понравилось. Аккуратнее нужно работать. И сверх того ВОЗ хотела получить подробности о побочных эффектах вакцины.

С ответами решили не спешить. Прошло лето. Потом — осень. Затем вроде бы сели за стол переговоров и условились возобновить инспекции и бумагообмен. Но ни то, ни другое с нашей стороны форсировать не стали. Вместо этого российские чиновники принялись публично корить ВОЗ за махровый бюрократизм. Который, заметим, ничуть не помешал китайцам и индийцам получить сертификаты.

Теперь, говорят, формальности почти преодолены и буквально в 2022-м ВОЗ вполне может опять прислать инспекторов, а потом, не исключено, дать «Спутнику» добро. Вопрос только — не поздно ли. Ведь против «омикрона» могут понадобиться уже другие вакцины.

Обе эти истории выглядят настолько странно, что в ход пошли конспирологические объяснения, клонящиеся к тому, что наше начальство вовсе не хочет никакой международной сертификации и просто развлекается, дергая за усы иностранных чинуш. Не совсем исключу и такое, но более правдоподобной считаю фирменную неспособность наших администраторов хоть что-нибудь нормально организовать.

Ведь именно это начальственное качество ярко проявилось в ноябре–декабре при первой с начала эпидемии торжественной попытке режима поголовно привить и окьюаркодить подданных.

Делались грозные жесты, давались неумолимые приказы и размашистые обещания. Звучали телекрики о том, что антиваксеры — американские наемники. Чиновники в растерянности пытались спрятаться друг за друга.

А через считанные недели после старта кампании началось вполне ожидаемое спускание ее на тормозах. Часть своих предписаний уже берут обратно. Другую часть на бумаге вводят, но разрешают не выполнять. Третью — перекладывают на жуликоватых исполнителей низших рангов.

Борьбу с коронавирусом система вела и ведет так, как она делает все: слишком плохо, слишком поздно и при этом подчиняя дело своим странностям.

А поскольку ковид уходить не спешит, то и отвечать на очередные зигзаги пандемии в 2022-м у нас опять станут медленнее всех и хуже большинства.

Сергей Шелин

Подпишитесь