Posted 31 декабря 2021, 01:40
Published 31 декабря 2021, 01:40
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Прямо под новогодние праздники Владимир Путин внес в Думу проект закона о российском гражданстве. Подчеркну — это не очередные поправки к уже действующему аналогичному закону, а совершенно новый документ. Тот факт, что он внесен лично президентом, в нашей системе означает, что Госдума примет его быстро и без бюрократических проволочек.
О том, зачем понадобился именно новый закон, а не поправки к старому, скажем ниже, а пока отметим еще одно важное обстоятельство. Даже поверхностное изучение этого объемного — почти 90 страниц — документа дает понимание, что ряд его новаций носят сугубо политический характер.
Положив руку на сердце, стоит признать, что технические причины для полного апгрейда закона о гражданстве, конечно, тоже имеются. За почти 20 лет, прошедших со времени принятия в 2002 году действующего документа, в него было внесено такое количество зачастую противоречащих друг другу поправок и изменений, что пользоваться им стало крайне затруднительно.
На самом деле эти многочисленные поправки отражали колебания «линии партии» в вопросах гражданства, которые имели место на протяжении двух последних десятилетий. Закон то ужесточался, то в нем делались небольшие послабления для отдельных категорий — главным образом для соискателей российского паспорта из стран бывшего Советского Союза. Однако сегодня все это уже лишь детали.
Новый закон, который вступит в силу через полгода после его принятия, отражает радикальные изменения, произошедшие как во внешней, так и во внутренней политике нынешней России. Что и демонстрируют ряд положений нового документа о гражданстве.
Если сравнить этот документ с действующим сегодня законом, то принципиальны следующие моменты. Во-первых, следует обратить внимание на две статьи (12 и 20), в которых упоминается возможное в будущем изменение границ Российской Федерации и, соответственно, процедура получения российского гражданства людьми, проживающими «на территории, государственная принадлежность которой изменена».
Аналогичные статьи имеются и в нынешнем законе о гражданстве. А вот то, что они переносятся в новый закон, говорит о том, что нынешнее российское государство не только принципиально не отказывается от внешней экспансии, но сохраняет для нее правовую базу на будущее. Это лишняя деталь к размышлениям на тему возможна война или полностью исключена.
Единственное, чего нельзя сейчас сказать с уверенностью, так это у каких соседних территорий может быть «изменена государственная принадлежность». Впрочем, споры насчет возможных кандидатов кипят уже давно — тут называется и значительная часть Украины, и Белоруссия, и север Казахстана, и Южная Осетия, и Абхазия…
Еще один момент, который уже был в действующей редакции закона и тоже перекочевал в президентский законопроект, но прописан в нем более четко и последовательно, касается возможности лишения российского гражданства.
Сегодня, вероятно, многие уже забыли, что после крушения Советского Союза его реформаторы клялись, что отныне гражданина России никогда нельзя будет лишить паспорта его страны. Тогда это была отложенная реакция на старинную советскую практику. В СССР партия и правительство довольно регулярно лишали тех или иных людей советского гражданства. Часто без их ведома. Главным образом за политические преступления или просто в случае выезда из страны на постоянное место жительства за границу.
И вот эта практика возвращается, причем довольно по-иезуитски. Имеющих российское гражданство по рождению, его лишать не будут. Во всяком случае, пока, хотя такие идеи уже вбрасываются. А вот у тех, кто получил его недавно (был принят в гражданство), в случае, если против них возбуждено уголовное дело по целому букету статей УК, будут не просто отбирать российский паспорт — в их отношении эту процедуру собираются максимально упростить.
Чтобы было понятно, о чем речь. Если в действующей редакции закона лишить гражданства человека можно было только после вступившего в силу решения суда, объявившего его преступником, то после принятия нового закона это может делать орган, занимающийся вопросами гражданства, то есть министерство внутренних дел.
Из этого следует, что в новом в законе закладывается принцип, что в стране есть два разных вида гражданства. Одни люди, родившиеся в РФ, — полноценные. У них паспорт отобрать нельзя ни за какие преступления. А другие — второго сорта. Их можно лишить гражданства, например, в случае осуждения по статье 205.2 УК РФ (публичное оправдание или пропаганда терроризма, а также призывы к нему).
Еще один повод для лишения гражданства России — организация массовых беспорядков, а также все, что касается организации экстремистского сообщества и его деятельности. Надо отметить, что соответствующие статьи Уголовного кодекса в последнее время применяются все чаще.
Разделение на россиян первого и второго сорта призвано решать задачу, которая, как мне кажется, очевидна — сделать людей, принимающих российское гражданство, максимально лояльными власти. Тут, конечно, просматривается и традиционная для российской бюрократии подозрительность и недоверие к иностранцам. Другое дело, что сам собой возникает вопрос: если вы так не доверяете новым гражданам, зачем раздаете сотни тысяч российских паспортов на Украине и в Молдавии? Впрочем, этот вопрос в нашей действительности повисает в воздухе…
Александр Желенин