Posted 7 декабря 2021, 11:55

Published 7 декабря 2021, 11:55

Modified 30 ноября, 07:04

Updated 30 ноября, 07:04

Россияне умирают — экономика растет

7 декабря 2021, 11:55
По показателю смертности РФ в этом году может побить «рекорд» 2003-го, когда шла «вторая чеченская война».

Росстат опубликовал данные по «естественному движению населения» в России за десять месяцев 2021 года. К сожалению, они совсем безрадостные. Естественная убыль (разница между числом умерших и родившихся) только за январь–октябрь составила около 803 тысяч человек. Это почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года (около 468 тыс. человек) и на 100 тысяч больше, чем за весь 2020-й.

Высшее руководство в Кремле традиционно держит руку на пульсе этой темы. Так, выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!» на прошлой неделе Владимир Путин, отвечая на вопрос о том, что не дает ему спать по ночам, сказал, что это, прежде всего, проблемы демографии.

Так это или нет, но вне зависимости от того, как спится президенту, дела в этой сфере в России давно не были так плохи, как сегодня.

Напомню, что за 2020 год убыль населения в стране составила более 702 тысяч человек, что стало антирекордом последних 15 лет. Больше чем на полмиллиона сократилась общая численность населения страны (этот показатель учитывает и миграционный прирост).

Однако, судя по динамике, в этом году все будет гораздо хуже и по его окончании реализуется прогноз, который за последние несколько месяцев мы делали уже не раз: убыль населения России в 2021 году, вероятно, превысит 1 миллион человек. Такого не было со времен Второй мировой…

К таким выводам подталкивает имеющаяся динамика. Так, за октябрь убыль населения РФ составила более 127 тысяч человек. При этом мы видели, что происходило со смертностью от ковида в ноябре, когда пандемия ежедневно уносила от 1100 до более 1200 человек. Статистических данных по ноябрю еще нет, но, вероятно, он станет пиковым по показателям смертности от пандемии в текущем году.

«Вклад» ковида в показатели смертности во время осеннего пика COVID-19 в России весьма значителен. Согласно данным Росстата, всего в октябре умерли более 247 тысяч жителей страны (родились чуть больше 120 тыс. Отсюда убыль за этот месяц в 127 тыс. человек). При этом ковид как причина смерти был диагностирован у почти 59 тысяч человек. Если же к этой цифре добавить еще около 10 тысяч тех, кто, как сказано в соответствующей росстатовской таблице, «возможно», скончался от COVID-19, но вирус у них не был идентифицирован (судя по всему, речь о случаях, когда признаки заболевания налицо, но ПЦР отрицательный), — то общее число скончавшихся от пандемии в России в октябре составило около 69 тысяч человек. Или 28% от всех смертей (247 тысяч умерших) в этом месяце.

Для сравнения. В октябре 2020-го от ковида умерли чуть больше 15 тысяч человек. То есть смертность от этой болезни в России в нынешнем октябре более чем в 4,5 раза выше, чем год назад. Можно, конечно, попытаться списать такой огромный скачок летальных исходов от COVID-19 на то, что сейчас это заболевание лучше диагностируют. Однако даже если согласиться, что это так, то очевидно, что диагностика за этот год не могла улучшиться в четыре с половиной раза.

Очевидно, что вина за нынешние трагические результаты борьбы с пандемией лежит на руководстве страны, которое, уверяя себя и остальной мир, что Россия «справилась» с пандемией «лучше других стран», несколько месяцев подряд старательно не замечало роста ее новой волны. А когда не замечать уже было невозможно, сотворило некий полулокдаун, который серьезно не повлиял на распространение заболевания и стремительный рост смертности от него.

Однако самая важная тенденция демографической ситуации текущего года состоит в том, что сокращение численности населения России сегодня происходит не столько за счет снижения рождаемости (что тоже есть), сколько за счет резкого увеличения смертности. Которое, как было отмечено, является результатом пандемии лишь отчасти. Например, в 2020 году от ковида умерли около 145 тысяч россиян, что составило только 6,7% от общего количества смертей из примерно 2 млн 139 тыс. Нынешней осенью процент скончавшихся от ковида сильно вырос, но, как мы видели по данным за октябрь, и в этом случае он не превысил 28% от общего числа.

Вообще за последние 30 лет пик смертности в России пришелся на начало 2000-х. В 2003 году Росстат насчитал более 2 млн 370 тысяч смертей. Но тогда шла «вторая чеченская» война…

В 2021 году этот печальный рекорд может быть обновлен. Смертность в РФ за январь–октябрь составила почти 2 млн человек, а точнее 1 972 688. По итогам же всего 2021-го мы с высокой долей вероятности получим самую высокую годовую смертность со времен окончания Второй мировой войны. Даже если в декабре пандемия пойдет на спад, количество умерших в ноябре из-за пика ковидной смертности, пришедшегося на этот месяц, вероятно, превзойдет число скончавшихся в октябре (247 тысяч человек). Соответственно в сумме, за ноябрь–декабрь текущего года, по самым скромным прикидкам, смертность вряд ли будет ниже 400 тысяч человек. А значит общее число умерших за год может составить около 2 млн 400 тыс. человек.

Рождаемость в РФ, в отличие от смертности, продолжает динамично снижаться. В 2020 году родились около 1 млн 436 тыс. детей. Это уже меньше, чем в том же 2003 году (тогда родились 1 млн 483 тыс. младенцев), когда был поставлен послевоенный рекорд по смертности в «мирное» время. Судя по всему, сокращение рождаемости продолжится и в 2021 году. За январь–октябрь текущего года на свет появились около 1 млн 170 тыс. новорожденных, что на 23,5 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Нынешняя демографическая катастрофа в России — результат целого ряда факторов, в числе которых мыльный пузырь отечественного здравоохранения, высокая инфляция, падение уровня жизни людей, а также пандемия. Зато с экономикой, как сообщил Путин на том же инвестфоруме, у нас, оказывается, все отлично. По результатам года он обещал 4,7% роста ВВП. Почему нет? Российский способ выхода из пандемийного кризиса показал свою эффективность. Ковид здорово подсократил число пенсионеров и больных тяжелыми недугами. Высвободившиеся средства можно пустить на новые инвестиционные проекты, о которых также упомянул российский лидер. Единственно, что он забыл добавить, так это то, что такой рост оплачен жизнями россиян.

Александр Желенин

Подпишитесь