Posted 3 декабря 2021, 12:37

Published 3 декабря 2021, 12:37

Modified 30 марта, 08:23

Updated 30 марта, 08:23

Мы покажем вам секс и будем ругаться матом!

3 декабря 2021, 12:37
Федор Дубшан
Михаил Зыгарь в сериале «Сказки Пушкина. Для взрослых» попытался переосмыслить творчество классика. После просмотра «наше все» схватился бы за пистолет.

Теперь вот опять — о Пушкине. Надо для взрослых, а то им же скучно читать какие-то пыльные сказки, которые вроде все в школе проходили. В анонсе сериала значится: «это будет очень смелая и яркая интерпретация классических сказок… герои Пушкина попадут в нашу реальность, в полной мере освоят новые технологии и предадутся современным порокам».

Порокам! Конечно, такой довод бьет без промаха в самое слабое место зрителя. Сразу вспоминается, как в девяностые вечером по телевизору шли «мультфильмы для взрослых» (так и было в программке написано), и если успевал школьник подглядеть, наградой ему становилась уродливо нарисованная голая женщина. А сейчас вот выпускаются ремейки известных фильмов «для взрослых», ну то есть порно-переделки. Иногда, говорят, лучше оригинала получается.

Первая серия — по «Сказке о рыбаке и рыбке». Здесь, правда, не старик со старухой, а вполне молодые актеры Денис Шведов и Дарья Жовнер, изображающие ушлую провинциальную парочку. При этом они все-таки зовут друг друга стариком и старухой — чтобы зритель от потрясения не забыл, чего смотрит-то.

Для «закрепления материала» целые строчки из сказки декламирует Ингеборга Дапкунайте, в золотом платье. Она тут рыбка и одновременно крутая продюсерша из Москвы. Рыбак ее поймал не в сЕти, а в сетИ — в «Тиндере». За его сексуальные услуги Рыбка берется организовать старухе новое корыто и все прочее. То есть, в наших реалиях, — отвезти в Москву, устроить на работу, познакомить с нужными людьми из тусовки (по сериалу, это Лолита, Алена Свиридова и Клим Шипенко) и тому подобное.

Неизвестно, правда, почему Рыбка возится с вымогателями. У Пушкина понятно было, что волшебной животине несложно наколдовать и корыто, и хоромы царские, да и Старику она была, уж конечно, побольше обязана. Но создатели модного сериала, видимо, решили, что у классика все устарело. Ты, Пушкин, недостоин сам себя. Зато мы вот сейчас «коснемся до всего слегка». «Слабым манием руки» преобразим. Как заиграет-то по-новому!..

И пороки тоже есть, как обещали. Во-первых, показывают секс, но с каким-то ханжеством высокого уровня. Вроде бы стыдливо, отводя камеру в сторону, — и в то же время с таким сальным интересом: мол, гляньте-ка в щелочку, а у нас тут!.. Кроме того, к порокам причислен мат, которым разговаривают герои Жовнер и Шведова. И тоже: надо было уметь это сделать густо и безвкусно, не смачно, а как будто тебе на ботинок харкнули. Тут для взрослых все, ты знай. С технологиями.

Вот этот, как говорят в нашей реальности, вайб — он здесь повсюду: все делается одновременно с каким-то ироническим смущением и наглостью. Бесстыдно невнятный сценарий. Безвкусно-дорого и, в то же время, скудно снято, будто рекламу жилого комплекса смотришь. Бессовестно эксплуатируются ни в чем не виноватые в общем-то актеры. Но той же Дапкунайте уже ничего не повредит, ей есть что предъявить. А вот Жовнер, которая не так давно отлично дебютировала у Кантемира Балагова в «Тесноте», просто как-то жалко здесь видеть.

И перед каждой серией — титр, такой высокомерно-кокетливый: «Герои этого сериала пьют алкоголь, курят, ругаются матом, употребляют наркотики, занимаются сексом и дерутся (сам Пушкин тоже этим промышлял). Если вас это шокирует, не смотрите сериал». Милые, вы правда думаете, что это очень оригинально — курить и ругаться? Что, кроме вас, никто не в курсе, как себя вел Пушкин? А в то же время словно и хочется шокировать, да? Очень по-взрослому.

Персонаж «Пушкин», кстати, тут тоже мелькает — актер Жан-Мишель Щербак. Видимо, для колорита. Уважения и вкуса в этом — ну, как одеть черного парня в ливрею и поставить флаеры раздавать или в заведение зазывать, бывает такой маркетинг.

Дальше все по той же свежей формуле «намажем современности». В «Сказке о мертвой царевне» царь — бизнесмен, царевна — блогерша, а отравленное яблочко — наркота. И бесконечно длинные музыкальные вставки через каждые пять минут, красноречиво демонстрирующие: непонятно, чем заполнить этот вакуум. Еще здесь есть Игорь Верник, но, с другой стороны, где его нет?

А вот третий эпизод, про Попа и Балду, мог бы как раз выстрелить (тем более что стреляют там много). Сказочка-то скандальная, ее и при Пушкине не печатали, и недавно ревнители благочестия пытались «восстановить историческую справедливость», заменив Попа на Купца.

Просто поразительно, что создатели сериала встали на сторону охранителей. В эпизоде действует не священник, а какой-то невнятный силовик (Андрей Смоляков), взявший себе телохранителя-Балду (вроде Данилы Багрова) для охраны от чертей, то есть бандитов.

И понятно, что священника на полковника поменяли просто из осторожности: наверняка кто-то сказал «этих лучше не трогать, ребята, сами понимаете». Но такая тоска накатывает, что уж лучше бы и вовсе не брались. По крайней мере Пушкин со своими стихами, заработавший ссылку отнюдь не в нынешнем смысле, явно выглядит взрослее авторов сериала «для взрослых». Думается, что увидь Александр Сергеевич эти попытки — не обошлось бы без эпиграмм. Или просто грохнул бы кого-нибудь к чертям на дуэли. А впереди ведь еще Салтан, Лебедь и Петушок… «Ему и больно, и смешно».

Федор Дубшан

Подпишитесь