Posted 9 ноября 2021, 08:48
Published 9 ноября 2021, 08:48
Modified 30 ноября, 07:03
Updated 30 ноября, 07:03
Даже беглого взгляда на 28 программ (шагов) союзной интеграции, которые подписали президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко, достаточно, чтобы понять, что это совсем не то, чего можно было бы ожидать после известных событий осени прошлого года, когда белорусский режим, как казалось кому-то, повис на волоске и «батька» вынужденно бросился в объятия «большого брата».
Но если это не то, что ожидалось, то есть не сценарий «углубленного» поглощения Белоруссии Российской Федерацией, то что же?
Новая программа интеграции (напомним, что ее пункты были согласованы еще два месяца назад главами правительств двух стран) содержит много общих слов. Причем одним из ключевых является «гармонизация». Несмотря на то, что ее называют революционным словом «декрет», ничего сенсационного формально в ней нет. Сам термин «гармонизация», упоминаемый во многих пунктах программы, как раз подчеркивает, что тут нет ничего директивного. Речь идет главным образом о достаточно плавном выравнивании экономического законодательства обоих государств.
Во-первых, надо сказать о том, чего в очередной интеграционной программе России и Белоруссии нет. Просматривая ее, не так сложно заметить, что в ней нет даже намека на политическое поглощение Белоруссии Россией, о чем так много говорят в последние годы. Никаких слов о едином центре управления или общей столице Союзного государства, или хотя бы движении в этом направлении. Есть, правда, заявления о начале разработки символики Союзного государства, но не более того. Картинки, пиар… В общем, то, что у нас любят.
Во-вторых, в «28 шагах» нет речи об общей валюте и, соответственно, о едином эмиссионном центре — теме, которая в прошлые году усиленно обсуждалась и навязывалась Минску российской стороной.
В-третьих, ничего не говорится о создании в Белоруссии новых российских военных баз, на чем Москва в прошлом также не раз настаивала. Проведение совместных военных учений — это сколько угодно. А вот перспективы превращения Белоруссии в укрепрайон российской армии, судя по всему, отложены на будущее.
Иными словами, ничего страшного для белорусского суверенитета в этой обновленной «программе интеграции» вроде бы нет. А что же в ней тогда есть? Куда ведут эти «28 шагов»?
Для Лукашенко в этих очередных «судорогах интеграции» главное то, что Москва оказывает ему существенную экономическую помощь (в первую очередь, за счет низких цен на энергоносители), не покушаясь при этом на то, как устроена власть в Минске и кому она там принадлежит. Так, по словам Путина, «Беларусь сегодня получает газ от России в семь-восемь, а то и в отдельные моменты в девять-десять раз дешевле, чем на европейских спотовых рынках».
В нынешней ситуации небывалого взлета цен на газ это может показаться роскошным подарком, однако у такой «щедрости» есть цена. По прошествии 26 лет своего правления Лукашенко в конце концов придется пожертвовать тем, за что он так упорно боролся все это время. А именно, отдать околокремлевским олигархам наиболее аппетитные активы белорусской экономики — два нефтеперерабатывающих завода, предприятия по производству калийных удобрений, несколько крупных машиностроительных предприятий, вероятно, какие-то пищевые производства. То есть, почти все.
Таким образом получается, что эти невыразительные «28 шагов» знаменуют собой более фундаментальные подвижки на пути «углубленной интеграции», чем те, которые можно видеть на поверхности. Эти сдвиги по факту произошли еще год назад, в момент массовых протестов в Белоруссии, и сводятся они к нехитрой формуле: обмен экономического суверенитета страны на видимость ее политической независимости. Естественно, такой обмен подразумевает сохранение у власти в Минске того человека, который и сейчас сидит там на троне.
Кремль на данном этапе такой обмен вполне устраивает. Там, как можно понять, решили, что Лукашенко вполне этого заслужил своей свирепой антизападной риторикой и полезной миграционной политикой в отношении входящих в ЕС Литвы и Польши.
Устраивает это, в том числе, и потому, что в самой России такая модель «интеграции» уже давно отработана. Пожалуй, сегодня даже сложно сказать, кто более самостоятелен во внутренней политике вверенного ему региона — Александр Лукашенко в Белоруссии или, например, Рамзан Кадыров в Чечне. Причем последний так же наделен правом весьма жестко высказываться по международной тематике. Хотя, как известно, почти все руководители российских регионов такой привилегии лишены.
Учитывая, что «белорусская рыба» сама плывет в руки, Кремль даже пошел Лукашенко в некоторых вопросах навстречу. В частности, там отказались (во всяком случае в ближайшее время) от плана жесткой «углубленной интеграции», который до известных событий в Белоруссии осени 2020 года российская сторона настойчиво пыталась реализовать. Например, как уже отмечено выше, решили пока не давить на Минск в части создания в Белоруссии новых российских военных баз и введения общей валюты. Последняя при данном типе «интеграции» могла бы быть, разумеется, только российским рублем, эмитируемым российским Центробанком.
Если попытаться охарактеризовать нынешний статус Белоруссии в традиционных терминах, то наиболее подходящим будет словосочетание «зависимое государство». Это еще не колония и не аннексированная территория, но страна, правящий режим которой и экономически, и политически полностью подчинен соседней державе.
Наконец, последнее — о том, кому это выгодно. После подписания «28 шагов» в российских государственных СМИ царила некоторая эйфория. Встречались даже заголовки, вроде «Кошмар США сбывается». Читателей при этом, понятное дело, уверяли, что интеграция России и Белоруссии проводится в интересах народов двух стран. И вот об этом стоит сказать особо.
Главное, что здесь нужно понимать: нынешняя интеграция РФ и РБ проводится в первую очередь в интересах Кремля. То есть в интересах кучки олигархов, обступающих московский престол. Именно они станут главными выгодополучателями этого проекта. Причем, если учесть, что одним из 28 пунктов планируется «гармонизировать» законодательство, в том числе и касающееся средних и малых предприятий, то становится понятно, что достанутся им не только те крупные куски белорусской госсобственности, о которых было сказано выше. Грести будут подряд — все, что в сети попадет. В том числе и всякую более-менее соблазнительную мелочь.
Естественно, заинтересована в том или ином типе поглощения Белоруссии и военно-политическая верхушка России, для которой противостояние с Западом уже является не только стратегией, но и некой сверхценной идеей.
На благосостоянии большинства жителей метрополии этот ожидаемый грабеж новой квазиколонии, по обыкновению, никак не отразится. Белорусский народ также в целом не станет от этого богаче, хотя, возможно и не обеднеет.
В политическом плане белорусы, вероятно, особого ухудшения тоже не почувствуют. Уровень репрессивности нынешних режимов в РБ и РФ уже примерно одинаков. Так что здесь будет обмен шила на мыло. Тем более, что главный «смотрящий по Белоруссии», скорее всего, останется тот же.
А вот что точно потеряют те тысячи белорусов, которые в прошлом году выходили на массовые акции протеста, так это надежду на свободу. Не навсегда (все, как мы знаем, когда-нибудь заканчивается, и это тоже пройдет), но надолго.
Александр Желенин