Posted 4 ноября 2021, 07:13
Published 4 ноября 2021, 07:13
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Зачастую принцип «добиться внимания любой ценой» срабатывает, но эффект держится недолго — подобно мыльному пузырю, за полетом которого, впрочем, гораздо приятнее наблюдать, чем за некоторыми «творческими экспериментами».
Иногда проскальзывает нечто, выделяющееся на фоне общей воинствующей серости, но слабая кульминация со ставкой на неожиданность сводит весь эффект на нет. Конечно, понять селебрити несложно: молодые конкуренты из TikTok наступают на пятки, выбор зрителя расширяется до мельтешения в глазах, а в условиях череды депрессивных локдаунов бороться за внимание еще сложнее. И все же стоит ли так недооценивать аудиторию, продолжая следовать хрестоматийному завету Богдана Титомира «пипл хавает»?
На днях целая плеяда популярных артистов решила встряхнуть унылую атмосферу новыми шлягерами с претензией на кинематографичность. Среди них, разумеется, Алишер Моргенштерн, один из главных кумиров молодежи, эпатирующий старшее поколение и творчеством, и заработками. Клип на песню «Я когда-нибудь уйду» скандальный шоумен превратил в смесь философского размышления и остросюжетного боевика. В результате предательства и чудесного спасения от смерти герой встречается с самим собой из прошлого и кардинально переоценивает все свои ориентиры. Мораль сводится к быстротечности славы и сомнительного эпатажа, однако финал подводит к мысли, что «утренняя звезда» очень сильно лукавит.
По соседству «в тренде» с Моргенштерном расположилась Светлана Лобода, которая также попробовала себя в «серьезном» формате. Клип на минорно-романтическую песню Americano снят в черно-белой палитре и неторопливом темпе. «В этом видео я хочу рассказать о том, что происходит после любви. О тех запахах и звуках, которые каждый из нас уносит с собой. О тех воспоминаниях, которые навсегда вписаны в ландшафт нашего сердца», — поведала сама певица. Упрекнуть ее новое творение в пошлости нельзя, зато бросается в глаза его вторичность, вялость и плохая актерская игра. Конечно, печальные песни и фильмы о любви почти всегда находят отклик, если в них видны живые эмоции и яркая индивидуальность. Но даже в прежних эпатажных клипах Лободы этого было куда больше, чем в нынешней видеопопытке поговорить о высоком.
Еще более удручающее впечатление произвел звездный междусобойчик на песню группы Cream Soda «Подожгу». Здесь на первый план выходят не исполнители (содержание песни никак не связано с видеорядом), а собравшийся в замкнутом помещении бомонд всех возрастов и жанров — солисты Little Big Илья Прусикин и Софья Таюрская, актрисы Екатерина Варнава, Александра Бортич, Ян Гэ и Алла Михеева, видеоблогеры Wylsacom и Big Russian Boss, человек-мем Гоген Солнцев и актер Дмитрий Грачев, считающийся двойником Владимира Путина. Артист «Гоголь-Центра» Никита Кукушкин блистает в женском платье, а ветеран эстрады Аркадий Укупник выразительно играет лицом. Его присутствие, впрочем, оказалось неожиданно органичным: вся атмосфера клипа и ненавязчивый музыкальный ряд как-то соответствуют сценическому духу девяностых.
В интерьерах старой гостиницы артисты, одетые в стиле гротескного ретро, смотрят друг на друга с тревогой, достойной героев «Десяти негритят» после прослушивания пластинки. Эта чудаковатая статичность напоминает творения «переломного» периода — тогда большинство клипов были камерными и не состязались в динамичности и пестроте. За этой странной вечеринкой даже интересно наблюдать — не из-за претензии на саспенс, а именно из-за ноток креативности в картинке. Однако все удовольствие обрубается на корню из-за концовки, объясняющей причину царящего между участниками напряжения. Видимо, российский шоу-бизнес решил хайпануть на злободневной теме спасения планеты от углекислого газа. Иначе объяснить такой дешевый ход просто невозможно.
Да, можно ругать пропахшие нафталином «Голубые огоньки», на которых традиционно собирается старая гвардия. Но если судить по отзывам на клипы 90-х и начала 2000-х, публика скучает по старым хитам, а те, кто уже не застал это время, находят в них изюминку, которой нет в творчестве нового поколения. То, что давно не поющий Укупник оттягивает внимание от энергичной молодежи, явно говорит не в пользу последней.
На этом душном фоне глотком свежего воздуха выглядит премьера клипа Оксимирона «Кто убил Марка?» — первый сингл с 2017 года. В этой видео-исповеди рэпер с импонирующей прямотой раскрывает причины своего долгого молчания. Такой формат далеко не всем приходится по вкусу, но нельзя отрицать высокое качество клипа и неподдельную искренность в контакте со зрителем. Хочется верить, что на этом Оксимирон не остановится и найдет баланс между количеством и качеством, в то время как многие коллеги по цеху давно махнули на это рукой.
Людмила Семенова