Posted 11 октября 2021, 14:52
Published 11 октября 2021, 14:52
Modified 30 ноября, 07:02
Updated 30 ноября, 07:02
Итоги чешских парламентских выборов, состоявшихся в минувшие выходные, принесли неожиданную сенсацию. Буквально на последних минутах подсчета голосов вперед на десятые доли процента вырвался правоцентристский оппозиционный блок Spolu («Вместе»). Партия ANO («Да») действующего премьер-министра, миллиардера Андрея Бабиша потерпела поражение.
Казалось, у Бабиша не было причин сразу выкидывать белый флаг. Он вполне мог продолжить борьбу за право формировать кабинет министров, тем более что на его стороне был президент Милош Земан, который ранее обещал доверить право на создание правительства лидеру победившей партии, а не блока.
Однако в чешской политике произошло историческое событие — впервые с 1925 года в парламент не прошли коммунисты. А они как раз в последние годы поддерживали Бабиша. Остались без депутатских мандатов и социал-демократы, входившие в прошлый состав правительства в качестве младших коалиционных партнеров ANO. Наконец, правопопулисты чешского националиста японского происхождения Томио Окамуры получили в парламенте менее 30 мест.
В итоге оказалось, что Бабишу просто не с кем договариваться. Ведь для создания правящей коалиции нужно иметь поддержку не менее 101 депутата в 200-местной нижней палате чешского парламента. Его же собственная фракция получила только 72 мандата. Из-за особенностей чешского избирательного законодательства, это ровно на один мандат больше, чем у победителей из Spolu, но все равно недостаточно, чтобы создать правительство в одиночку или вместе с Окамурой.
Последним шансом для Бабиша оставался союз с его политическими противниками. Первое и третье место заняли оппозиционные политические блоки: Spolu и союз «Пиратской партии» с Партией чешских старост (мэров средних и малых городов). Для формирования кабинета министров действующему премьеру хватило бы согласия даже не какого-либо блока, а только одной партии. Например, «старост» или «гражданских демократов» (основой партии в блоке Spolu).
Но с действующим премьер-министром никто не захотел иметь дела. Сразу после подведения предварительных итогов выборов оба оппозиционных блока подписали соглашение о формировании правительства и начали переговоры о разделении министерских постов.
Преградой для смены власти в Чехии мог бы стать президент Милош Земан. Глава государства мало что решает в парламентской республике, где главный — премьер. Но как раз после выборов наступает редкий момент, когда решение о том, кого назначить главой правительства, в теории, в руках президента.
Однако и здесь события начали развиваться неожиданным образом. После выборов Земан успел встретиться с Бабишем, но сразу после этого его увезли на «скорой» в военный госпиталь. Президент Чехии давно и тяжело болеет, больничную койку он покинул совсем незадолго до выборов. Так вышло, лишь для того, чтобы проголосовать.
Тут еще стоит напомнить, что в то время, когда Земан обещал передать Бабишу мандат на формирование правительства, все ждали победы не правоцентристов из Spolu, а «Пиратской партии», которая жестко критикует Земана. Так что теперь ситуация изменилась, и ничто не мешает президенту (если он вернется к работе), назначить премьером лидера «Гражданских демократов» Петра Фиалу.
Собственно, это понятно и Андрею Бабишу, который признал победу Spolu и уже не исключает своего перехода в оппозицию. Говорят даже, что он резко изменил свои планы и теперь собрался в 2023 году баллотироваться на пост президента. А может быть и раньше, поскольку состояние здоровья Милоша Земана, как пишут чешские медиа, оставляет желать лучшего.
Для России и ее отношений с Чехией эти политические перемены ничего хорошего не сулят. Во-первых, резко падает влияние Милоша Земана (вновь начались разговоры о необходимости его досрочной отставки). А ведь Земан — это главный союзник России в Чехии и один из самых высокопоставленных прокремлевских политиков в Евросоюзе. Во-вторых, смена премьера и неизбежная замена министра иностранных дел также приведут к еще большему охлаждению отношений Праги и Москвы. И тут не стоит спрашивать, «куда еще хуже», даже с учетом того, что недавно Чехия и США официально признаны в России «недружественными странами».
Конечно, именно при Бабише начался конфликт Праги с Москвой из-за взрывов на военных складах в чешских Врбетицах. Однако тут у его правительства просто не было выбора. В целом оно было настроено к России достаточно лояльно, в том числе, опиралось на поддержку дружественных Кремлю коммунистов. Теперь же к власти пришел блок пяти партий, ориентированных на Евросоюз и НАТО. Как минимум это значит, что разговоры о необходимости нормализации отношений с Кремлем на долгое время могут прекратиться.
Похожая картина и в Австрии, где свой пост под давлением полиции и оппозиции был вынужден оставить противник санкций против России канцлер Себастьян Курц. В отношении него были выдвинуты обвинения в коррупции и начато расследование. Чтобы избежать досрочных выборов и сохранить власть за своей партией, Курц подал в отставку. На его место назначен бывший министр иностранных дел Александр Шалленберг.
Этот австрийский аристократ ранее выступал за жесткие санкции против Александра Лукашенко, хотя Австрия для белорусской экономики — это окно в Европу. Вена выступает вторым по значимости экономическим партнером Минска, после, разумеется, Москвы.
Такое развитие событий тоже вряд ли понравится Кремлю. Но тут для России все может обернуться еще хуже. После Германии, Австрия — вторая по значимости страна в Евросоюзе, выигрывающая от строительства «Северного потока-2». И хотя Шалленберг ранее выступал категорически против увязывания антироссийских санкций со строительством этого газопровода, в целом он настроен в отношении Кремля и его внешней политики хуже, чем его бывший шеф Себастьян Курц.
Многие международники помнят, например, резкий ответ Шалленберга, когда глава российского МИД Сергей Лавров пригласил его посетить Крым. Тогда нынешний австрийский канцлер сообщил, что не имеет ни намерения, ни желания ехать на территории, которые, в соответствии с позицией Евросоюза, Россия «присоединила с нарушением международного права».
Если Шалленберг удержит власть, для России это уже будет потеря. А ведь есть вероятность падения правительства в Австрии и досрочных выборов, в результате которых к власти может прийти еще более антироссийски настроенный политик.
Произошедшие буквально за один день в Центральной Европе политические перемены — это мощный удар по интересам России в этом регионе. Некоторые уже ожидают, что за Чехией и Австрией может последовать и Венгрия, где оппозиция вновь старается объединиться против еще одного прокремлевского лидера — премьера Виктора Орбана. И соцопросы показывают, что шансы на это есть.
Так что Кремлю впору всерьез обеспокоиться. Выборы в Германии для него в целом завершились неплохо. Но на этом везение, похоже, закончилось. Потеря немногих относительно верных европейских союзников наверняка приведет к тому, что отношения России и ЕС продолжат ухудшаться. И повлиять на это российские власти, при сохранении их нынешнего внешнеполитического курса, практически никак не смогут.
Иван Преображенский, Прага