Posted 30 сентября 2021, 16:21
Published 30 сентября 2021, 16:21
Modified 30 ноября, 07:02
Updated 30 ноября, 07:02
Говорят, что если не с прошлого, так уж точно с этого года режим в России держится больше на страхе, чем на авторитете. Но это лишь полправды.
Неотъемлемой частью прошедшей выборной кампании были не только манипуляции и подтасовки, но и августовско-сентябрьские денежные раздачи (суммарно около 700 млрд руб.), которые поступили во все семьи, где есть пенсионеры, дети-школьники или сотрудники военно-охранительных ведомств.
Для многих эти разовые «путинские» премии по 10 тысяч рублей заслонили, а то и просто заменили выборные ритуалы, которые, по мнению причисленного российскими властями к иноагентам «Левада-центра», с самого начала не вызывали у большинства сограждан ни интереса, ни, тем более, надежд.
Этот успешный по-своему опыт станут теперь использовать в мероприятиях, оформляющих так называемый транзит, т. е. продление власти Владимира Путина на очередные 12 лет.
Ведь какие еще козыри будут у кандидата № 1 в 2024-м?
Об очередных победах над Западом или присоединении Белоруссии гадать не стану. Все возможно, что не исключено, но внешние триумфы приелись простым людям.
Что же до внезапного процветания, сопровождаемого ростом зажиточности простых граждан, то ему неоткуда взяться. Последние два путинских президентских срока — это плавное ухудшение жизни масс на фоне общего застоя экономики. Благосостояние россиян по слишком оптимистичному, как я подозреваю, отчету Счетной палаты остается «примерно на уровне 2010–2011 годов».
При этом постковидного хозяйственного роста, выдаваемого начальством за взрывной, в нынешнем году пожалуй что и нет.
«Восстановительный подъем интенсивности промышленного производства (т.е. сезонно скорректированного индекса среднесуточного выпуска) после спада, обусловленного коронавирусным локдауном марта 2020 года, завершился в январе 2021 года. После этого рост указанного индекса практически остановился… В августе по сравнению с январем 2021 года рост составил лишь 0,2%». Это только что опубликованный вывод Центра развития ВШЭ — аналитической структуры, совершенно не расположенной обличать систему.
Поставим себя на место Путина. Есть ли у него резон, добиваясь двух новых президентских сроков, убеждать народ, что два предыдущих были удачны? Если и да, то не в материальной сфере. Свежести и новизны предстоящая кампания уж точно не обещает. Значит, нужно будет чем-то перебить общее уныние. Дрессировать, пугать, запрещать, шельмовать — все это подразумевается само собой. Но понадобится еще и пряник. Причем предельно простой в исполнении и не обязывающий к последующим щедротам.
Если поймем, что вся экономико-финансовая стратегия нашего государства нацелена сейчас на подготовку такого пряника, то легко расшифруем любые новейшие заявления президента, премьер-министра, первого вице-премьера и всех прочих людей из высшего круга.
Вот Михаил Мишустин, беседуя с миллиардерами из РСПП, рассказывает им о «социальной справедливости», «социальной ответственности» и даже о «социально ориентированных действиях», которые «ждет от вас (магнатов — С. Ш.) не только правительство, а в первую очередь граждане нашей страны».
Чтобы все стало ясно, просто спустимся с философских вершин. «Граждане нашей страны», если их спросить, потребуют от богачей вовсе не таинственных «социально ориентированных действий», а побольше денег. И премьер именно денег и добивается, причем авральным порядком, сам, видимо, получив ориентировку буквально на днях. Во-первых, через рост обложения металлургических империй (которые похныкали и согласились платить), а во-вторых, в форме своеобразного налога на слишком высокие дивиденды (это пока отложили, но вряд ли надолго).
Так или иначе, уже в ближайшие месяцы магнатам (за вычетом самых близких к телу) придется основательно отсыпать денег в казну.
Для чего? Объяснение мишустинского первого зама Андрея Белоусова было сформулировано очень художественно, поэтому всеми и цитировалось: «С кем вы, мастера металлургии и химии? Вы в национальной повестке? Или нет? Сегодня для бизнеса находиться в национальной повестке — это не только софинансировать социальные программы в регионах, платить налоги. Это в первую очередь инвестировать. Почему? Либо мы за счет инвестиций получим приемлемые темпы роста (3, 4%) и тогда сможем решать наши социальные проблемы, которые копились годами и даже десятилетиями, с 1990-х годов, а некоторые еще с советского времени, — вопросы бедности, вопросы пенсий, здравоохранения, образования и так далее — без повышения нагрузки на бизнес. Либо мы без инвестиций попадем в низкие темпы роста, и тогда неизбежно повышение налоговой нагрузки на бизнес, перераспределение через бюджет…»
При желании можно принять это за стратегическую доктрину, пусть и наивную. Ведь «принуждение к инвестированию» путем обложения дивидендов экономического роста не создаст. С пользой для этого роста инвестируют не туда, куда укажет чиновник, а туда, где есть расчет на отдачу. И чрезмерные якобы дивиденды, если деловой климат нормален, именно что инвестируются, но только в перспективные сектора экономики, а не в искусственные проекты, сочиненные бюрократами для околоначальственных богачей.
Впрочем, по-моему, всерьез критиковать ритуальные речи — значит усложнять немудреные планы высшего начальства. Которое хочет обложить «слишком большие» дивиденды не ради каких-то долгоиграющих фантазий, а только чтобы вырвать для казны добавочную порцию денег. И сделать это немедленно.
До весны 2024-го всего два с половиной года. Какие инвестиции способны за такой короткий срок разогнать буксующую с 2008-го российскую экономику до чудо-темпов, «решающих социальные проблемы, которые копились годами и даже десятилетиями»? Сомневаюсь, что в такое верит даже Белоусов. Реальная цель, повторю, предельно проста: срочно накопить побольше денег, извлекая их из всех источников, которые под рукой. Кроме, конечно, международных резервов, в глазах вождя сакральных.
Накопить — и раздать. Транзит-2024, безусловно, стоит дороже, чем конституционные поправки-2020 и думские процедуры-2021. Премии, розданные гражданам за последние полтора года, суммарно тянут на 1 трлн руб. с лишним. «Транзитные» выдачи, видимо, потребуют вдвое-втрое большую сумму.
Процедуры их выделения вряд ли будут сложны. Не зря власти отмели все сколько-нибудь дорогостоящие социальные проекты, которые исходили бы не только лично от Путина, но и от государства, и накладывали бы на казну постоянные обязательства. Сняты с повестки продуктовые талоны для бедных, очередной раз отклонен план возврата к индексации пенсий работающим пенсионерам. Премии удобнее выдавать разовым порядком. И дешевле, и патриархальнее.
Поэтому, когда вождь в последние дни раз за разом говорит то о «системной работе, направленной на повышение доходов граждан», то о «повышении уровня и качества жизни граждан нашей страны», все эти повторы незачем понимать буквально. Они вовсе не про системность социальной политики, а лишь демонстрируют, насколько серьезно идет подготовка к «транзитным» денежным раздачам.
Приказ копить деньги к транзиту уже выполняется. Неявно, но вполне вразумительно это накопление прописано в трехлетнем проекте бюджета на 2022-й — 2024-й, который только что внесен правительством в нижнюю палату.
Предстоящие два с половиной года, особенно ближе к исторической «выборной» весне, принесут бонусы не только охранителям. Народу тоже решено заплатить. Не за восторги, так за молчание.