Posted 18 сентября 2021, 07:41
Published 18 сентября 2021, 07:41
Modified 30 марта, 08:27
Updated 30 марта, 08:27
Канал «Россия-1» запустил новый проект, который анонсировался как «социальная драма», — сериал «Частная жизнь», посвященный проблеме домашнего насилия. Эта тема в нашем обществе овеяна множеством мифов и заблуждений, в которых сталкиваются диаметрально противоположные мнения. Одни говорят, что жены не уходят от мужей-тиранов потому, что их все устраивает, другие — что им просто некуда идти и не на что жить, а так давно бы уже сбежали. Но на самом деле все семьи разные, и «Частная жизнь» вроде бы как раз про это.
Однако репутация канала, специализирующегося на мелодрамах, сработала против хорошей идеи: с самого начала с трудом верилось, что новый проект будет похож на жизнь, а не на очередной инструмент по выжиманию зрительских слез — сперва от сочувствия, а к финалу от умиления.
Сериал снят Евгением Лавреньевым — режиссером резонансного проекта «На краю», рассказывающего историю о женской любви и доверчивости, которая приводит героинь в плен радикальных исламистов. «Частную жизнь» можно назвать не менее провокационной: здесь есть яркий сплав противоборствующих характеров, поднимаются острые социальные вопросы, много внимания уделяется криминалу и нечистым на руку представителям закона. Однако на первом плане все же неизменно остается непростая женская судьба, которую можно благоустроить лишь с помощью «хорошего» мужчины.
Начинается история с якобы трогательной сцены в больнице — брутальный муж надевает носочки своей хрупкой жене. Однако за стенами красивого дома Андрей (Константин Соловьев) и Лена (Орит Блейзер) ведут жизнь, достойную фильма про маньяков. Также в ней присутствует малолетний сын, которого отец явно намерен вырастить по своему подобию.
Порочный круг, в котором пребывает героиня, начинает сужаться, когда ее муж убивает пристающего к ней мужчину — как представляется поначалу, в состоянии аффекта, и лишь потом зритель узнает истинные мотивы. Также выясняется, что Андрей когда-то спас Лену от бандитов-сутенеров, в связи с чем считает себя вправе полностью контролировать ее жизнь.
Поскольку сериал длинный, параллельно зрителя знакомят с множеством других персонажей: полицейским Тимуром и его женой Гульнарой, живущими по патриархальному восточному укладу; неунывающей фермершей Любой, скрывающей страшную тайну; добродушным шеф-поваром Ильей, которого бросает жена ради молодого любовника.
Главный положительный герой — опер Руслан (Станислав Бондаренко), который расследует дело Андрея и проникается сочувствием, а затем и симпатией к его жене. К сожалению, именно он выглядит самым плоским персонажем, чистой функцией по спасению жертвы. В Руслане нет ничего интересного — ни прошлого, ни недостатков или слабостей, которые могут оттенить и подчеркнуть его лучшие качества. Но вряд ли это вина актера: скорее всего он вынужден подстраиваться под сценарий.
Центральные темы сериала — трудная женская доля и образ настоящего мужчины. Все-таки представление, будто женщины тянутся к жестким «хозяевам жизни», родилось не на пустом месте, как и то, что мужчин привлекают самовлюбленные стервы. Вряд ли это следует объяснять чистой биологией: большую роль играет дух риска и романтики, которым на первых порах овеяны такие отношения. А в случае главной героини «Частной жизни» — возможность существовать с определенным комфортом, не принимая ответственных решений. При этом ее терпимость к истязаниям все равно с трудом поддается объяснению.
Однако наибольшее возмущение и протест вызывает отношение в сериале к порядочным и хорошим мужчинам. Упорство, с которым Люба, замечательно сыгранная Анной Ардовой, отвергает предложение участкового Николая (Олег Штефанко), наводит на мысль, что ей в нем чего-то не хватает — видимо, огня и адреналина. Хотя она вдоволь хлебнула этого в первом браке, со спокойным мужчиной ей явно скучно.
Другая героиня — жена шеф-повара Зоя — ставит мужу в укор его покладистость и добродушие, желание заботиться о семье и домашнем уюте. Крик ее души — «В этом мире остались нормальные мужчины?!» — выглядит мрачной иронией, отсылающей к центральному мужскому образу в сюжете.
Увы, в сознании многих «нормальный мужчина» — это все еще тот, у кого есть сила и власть. Почему-то сторонникам традиционного распределения гендерных ролей редко приходит в голову, что доброта и сострадание тоже требуют огромных внутренних сил и затрат. И в «Частной жизни» эта тема так и осталась нераскрытой. С первой серии было понятно, что Лену спасет сразу же предъявленный положительный герой. При этом ему даже не надо доказывать зрителю свою положительность — а это уже верный признак безвкусицы, которая стала главной характеристикой современного популярного женского романа и кино.
Людмила Семенова