Posted 17 июля 2021, 07:37

Published 17 июля 2021, 07:37

Modified 30 ноября, 06:58

Updated 30 ноября, 06:58

Когда семейное гнездо превращается в банку с пауками

17 июля 2021, 07:37
Новая «эксклюзивная» программа на российском телевидении оказалась очередным уродливым гротеском.

Развлекательные шоу нередко делают ставку на конфликты и агрессию, хотя их задача вроде бы состоит в том, чтобы дарить зрителю положительные эмоции. «Скандальной» концепции придерживаются и старожилы вроде «Давай поженимся!» или «Модного приговора», и менее известные аналоги, такие как «Моя свекровь — монстр».

Создателей этих проектов можно понять: «эмоциональная жвачка» скрашивает монотонные будни, в которых телевизор или YouTube остаются для обывателя чуть ли не единственными отдушинами. Осуждать тех, кто на этом зарабатывает, бессмысленно. К тому же наблюдать за чужими склоками и дурным поведением может даже быть полезно — одних это может уберечь от построения схожей модели отношений, а другим поможет снизить уровень внутренней агрессии.

Недавно список подобных шоу пополнился «эксклюзивной» программой «Битва сватов», драматургия которой тоже сводится к выяснению отношений, переходящему в бессмысленную и беспощадную перебранку.

Суть проекта в том, что родители парня и девушки, которые намерены вступить в брак, подвергают различным испытаниям как молодежь, так и своих визави — кто больше преуспел в воспитании. Будущих зятя и невестку проверяют на готовность к семейной жизни, взаимную любовь, верность, хозяйственность и т. п. От результатов будет зависеть, дадут ли герои родительское благословение или выразят несогласие с выбором детей.

В итоге на экраны вышел очередной уродливый гротеск.

Во-первых, крайне странно, что во всех показанных выпусках речь идет о парах, которые уже живут вместе, причем на отдельной территории и самообеспечении. Зачем им вообще нужно «родительское благословение»? Это уместно в культурах, где брак остается элементом инициации, вхождения в самостоятельную жизнь с устоявшимися ролевыми моделями. Но здесь показывают людей совершенно иной формации, которые воспринимают свадьбу и создание семьи гораздо более буднично. Довольно смешно выглядят и претензии родителей насчет того, что молодые не готовы к официальному союзу, — хотя сожительство их нисколько не смущает.

Во-вторых, несколько начальных выпусков совсем не радуют интригой: сваты около часа старательно изображают категорический протест и уверяют, что никогда не примут такое «сокровище», а в финале непременно воцаряется идиллия в красивых интерьерах с трогательными речами и цветами.

В чем тогда суть программы? В том же, на чем держались и другие постановочные трэш-шоу типа «Званого ужина» или «Соблазнов»: в скандалах, сплетнях и грязных приемах, этаких «боях без правил», которые здесь пока, слава богу, не скатываются в откровенное рукоприкладство. Пикантность придает конфликт поколений — старшие сначала приходят к молодым на квартиру, проверяют, как те ведут хозяйство, ужасаются их невероятной неряшливости, забитым исключительно пиццей и суши холодильникам, раскиданным тут и там интимным игрушкам. Заодно ревизию проходят и соцсети, в которых молодежь обязательно предстает в крайне неприглядном виде.

Тест на хозяйственность призван унизить современных «снежинок» и «инфантилов», которые отказываются мыть посуду руками без перчаток и драить полы внаклонку, давить виноград по старинке (жених готов вместо этого просто купить бутылку хорошего вина) и все в таком роде. Сватам прописали просто феерические аргументы: «кайф уборки в том, чтобы все прочувствовать», «я у своей свекрови всегда была безотказной», «а как ты жить будешь?» и в качестве контрольного выстрела — «ленивая эгоистка!» Жениха могут попрекнуть тем, что он пользуется косметикой для бороды и усов, — «раньше мылом обходились».

Постановочность этих баталий шита белыми нитками хотя бы потому, что родители во всех сюжетах достаточно молоды, это не люди «старой закалки», которые исповедуют идею, что жизнь есть труд и испытание, а удовольствие — непозволительная роскошь и порок. Приписывание им каких-то замшелых патриархальных догм показывает, что сами авторы шоу все еще находятся в плену стереотипов, будто переход в новый социальный статус автоматически делает людей стариками и ретроградами.

Если же говорить серьезно, то, конечно, отпускать детей во взрослую жизнь зачастую травматично для отца и матери: это и банальная ревность, и утрата авторитета, и вынужденное переустройство жизни, много лет заточенной под ребенка и семейное гнездо, и необходимость ладить с новыми родственниками, которых не приходилось выбирать. Эти «квесты», в отличие от телевизионных, проходят далеко не все. Если в шоу любые проблемы решаются и заканчиваются с благословением и планированием свадьбы, то в жизни они с этого только начинаются. Поэтому с точки зрения достоверности «Битва сватов» так же бессмысленна, как и с точки зрения юмора.

А ведь толковые наставления по взаимодействию поколений совсем не помешали бы нашему обществу.

Людмила Семенова

Подпишитесь