Posted 10 июля 2021, 07:44
Published 10 июля 2021, 07:44
Modified 30 марта, 09:10
Updated 30 марта, 09:10
Летом на телеэкранах появляется особенно много продукции в стиле «релакс» — с незамысловатым сюжетом, без претензий на глубокомысленность или психологичность, снятой просто и ярко, чтобы разгрузить мозг и, возможно, порадовать взор.
Примечательно, что российское большое кино круглый год натужно выдает несмешные «романтические комедии» и скучные «авантюрные мелодрамы». А вот сериалы иногда способны доставить удовольствие. И еще они выглядят более честными — возможно, потому, что их авторы не пытаются заигрывать с аудиторией, которой такой репертуар заведомо чужд.
Все-таки полнометражные комедии делаются в основном с прицелом на молодежь: ради этого привлекают популярных блогеров, используют новомодный сленг, ссылаются на тренды, которые слишком быстро вспыхивают и угасают, снимают в лаконичной и броской «клиповой» манере. Сюжет и идея отходят на задний план. Многосерийные же телепроекты ориентированы на более зрелого зрителя, которому могут прийтись по душе приключенческие сказки, особенно если герои — его сверстники.
Именно такую тактику избрали создатели сериала «За счастьем» (режиссер Ольга Доброва-Куликова). Сначала кажется, что он слишком затянут и гораздо органичнее смотрелся бы в формате двух, максимум четырех серий. Однако по мере просмотра убеждаешься в его «пролонгированном» воздействии на нервную систему, уставшую от стресса и городской жары.
Концепция сюжета и атмосфера немного напоминает сериал «Старушки в бегах» 2018 года о трех пенсионерках, отправившихся куда глаза глядят и на этом пути ввязавшихся в самые невероятные авантюры. Только здесь главные героини намерены найти и наказать брачного афериста по имени Брут, который обманул всех трех, — ради иллюзии о «домике у моря» доверчивые женщины продали свои квартиры. Представители закона не горят желанием помогать в заведомо безнадежном, на их взгляд, деле, и тогда кандидат наук Ирина (Анна Ардова), бизнес-консультант Диана (Маруся Климова) и медсестра Настя (Анна Хилькевич) берут ситуацию в свои руки.
В поисках мошенника подруги по несчастью оказываются в курортном городке, где из-за отсутствия денег арендуют курятник у суровой, но добродушной и не лишенной чувства юмора бабы Али (Нина Усатова). Им предстоит искать средства для пропитания, адаптироваться к местной среде, наживать друзей и врагов, постоянно натыкаться на ложный след Брута и поддерживать для близких легенду о счастливой жизни с избранником.
Разумеется, без романтики тоже не обойдется, и даже бабе Але захочется женского счастья. Древнее клише — что вокруг героини должны виться поклонники, — является стержнем и для комедийных гэгов, и для мелодраматических конфликтов. Но шаблонность не раздражает, если относиться к проекту как к развлечению и сознавать, что он и должен быть простым, веселым и нереалистичным.
Впрочем, попытки привнести долю жизненности в сериале все же есть — например, в противостоянии двух владельцев общепита, которые борются за клиентуру в разгар сезона. Однако более молодой и неудачливый Митя (Андрей Феськов) совсем не владеет навыками самопрезентации, и в этом его выручает пробивная Диана. Но поскольку конкуренты не дремлют, тучи над героями все больше сгущаются.
Также женщинам приходится разбираться с наглым внуком бабы Али, тормошить угрюмого следователя и знакомиться с колоритным местным населением.
Из современных тенденций можно отметить то, что женские персонажи в «За счастьем» заметно ярче и выразительнее мужских — они обладают бойким характером, хорошей интуицией и житейскойю мудрость. Герои на фоне героинь выглядят бледными и пассивными, как тот же горе-ресторатор Митя, иностранец Майкл, сыгранный Иваром Калныньшем, или страдающий хронической усталостью капитан Махалин (Антон Пампушный). Да и образ Брута (Сергей Горобченко) получился комичным и совсем не вяжущимся с традиционными представлениями о сердцееде и искусном манипуляторе.
Однако все погрешности и шаблоны в данном сериале совсем не раздражают, что на общем телевизионном фоне — уже необычное и приятное веяние. Кроме того, актеры играют с огоньком, картинка получилась действительно теплой, по-южному беззаботной и красочной, в том числе благодаря оптимистичному саундтреку. И слишком назойливого акцента на мелодраме здесь нет — она обозначена легко и органично. А основной посыл истории, судя по всему, сводится к банальной истине: сначала нужно самому научиться быть счастливым — и только тогда сумеешь обрести настоящую любовь.
Людмила Семенова