Posted 24 июня 2021, 08:49
Published 24 июня 2021, 08:49
Modified 30 ноября, 06:57
Updated 30 ноября, 06:57
В СССР, если кто помнит, после введения конституции 1936 года участие в различных голосованиях считалось «почетной обязанностью» всех советских граждан, то есть фактически было непременным. Другое дело, что это были так называемые «выборы без выбора», всего лишь избирательный фарс, который, правда, отличался нарочитой помпезностью.
Однако сознательное игнорирование кандидатов «нерушимого блока коммунистов и беспартийных» было чревато неприятностями. К тем, кто по каким-либо причинам не шли голосовать, направляли агитаторов. Ну а те, кто позволяли себе недопустимые вольности по отношению к «политике партии», например, писали на бюллетенях проклятия и ругательства в адрес советских вождей и властей в целом, могли получить реальный срок.
Между тем обязательное голосование отнюдь не было советским изобретением. К примеру, вполне демократическая Бельгия первой ввела его в свой политический обиход еще в 1892 году, когда даже самым мятежным подданным Российской империи выборы власти не могли присниться и в сладком сне. Более того, с тех пор эта законодательная норма остается в этом королевстве неизменной.
Следующим государством, обязавшим своих граждан приходить на избирательные участки, в 1914 году стала Аргентина. При этом нужно напомнить, что в то время Аргентинская Республика была не только одной из богатейших стран мира, но и уже имела конституционную форму правления. Все изменилось к худшему после военного переворота 1930 года, а особенно — вследствие правления Хуана Перона, с которым некоторые сравнивают Владимира Путина. В общем, родина Хорхе Луиса Борхеса, как, впрочем, и Россия, вероятно, пожертвовала будущим в угоду прихотям недальновидных автократов.
Согласно данным Международного института демократии и содействия выборам (IDЕA), законы об обязательном голосовании сегодня действуют в 27 государствах. Политический класс большинства свободных стран полагает, что участие в выборах является правом гражданина, а не его обязанностью. Но в некоторых из них голосование считается гражданской повинностью, и регулируется национальными конституциями и избирательными законами. Поэтому к отказникам могут быть применены определенные санкции. Сторонники такой формы волеизъявления утверждают, что решения, принимаемые всенародно избранной властью, имеют большую легитимность, поскольку в этом случае за политиков голосует значительная часть избирателей.
К слову, в Бельгии непроголосовавшие обязаны указать законную причину, по которой они не пришли на участки. В противном случае их могут наказать, например, оштрафовать, на время лишить избирательных прав, и к тому же электоральным отщепенцам будет сложно устроиться на работу в госсекторе. Впрочем, за отказ от голосования сегодня в тюрьму уже не сажают, хотя в прежние годы такое наказание существовало в Австрии, Греции, Чили.
Но самое интересное, что введение обязательного голосования поддерживают в тех странах, где ничего до сих пор подобного не было. Осенью 2020 года исследовательский центр Реw Rеsеаrch провел соцопрос, результаты которого были опубликованы в прошлом месяце. Эксперты этой аналитической структуры выяснили отношение жителей Германии, Франции, Великобритании и США к гражданской обязанности участвовать в выборах.
Ни в одной из этих четырех стран сейчас не практикуется обязательное голосование. Но немцы, французы и британцы, чтобы участвовать в выборах, обязаны зарегистрироваться в качестве избирателей. Закон не заставляет голосовать и американцев, хотя в XVIII веке в Вирджинии и Джорджии штрафовали за уклонение от посещения избирательных участков. Между тем, если около двух третей опрошенных европейцев (в Германии — 66%, во Франции — 65%, в Великобритании — 63%) считают, что власти должны принять меры к тому, чтобы волеизъявление стало гражданской повинностью, то мнения заокеанских респондентов (51%) на сей счет разделились.
При этом в США обнаружилась следующая закономерность. Немногим более трети республиканцев и консервативно настроенных независимых (36%) высказались за обязательное голосование. Тогда как их политические оппоненты, демократы и иные приверженцы этой системы ценностей, можно сказать, решительно поддержали (62%) эту идею. Это обстоятельство, однако, не должно удивлять, ведь изменение расового состава населения Соединенных Штатов вкупе с обязанностью голосовать, не исключено, со временем превратит Демократическую партию в «руководящую и направляющую силу» американского общества.
Кстати, без малого пять лет назад аналогичный опрос провел ВЦИОМ. Тогда 63% россиян (мужчины, люди среднего возраста и москвичи и петербуржцы) высказались против обязательного голосования, мотивировав свое решение, что интересно, свободой выбора. И только 34% респондентов поддержали эту идею, сославшись на такие понятия, как «гражданский долг» и «будущее страны». Причем среди сторонников этой концепции преобладали женщины, люди старше 60 лет, жители сел и сторонники КПРФ, что, безусловно, тоже довольно любопытно.
Роман Трунов