Posted 19 июня 2021, 07:40
Published 19 июня 2021, 07:40
Modified 30 марта, 09:11
Updated 30 марта, 09:11
Некоторые юмористические проекты, снятые на злободневные темы, оказываются не менее точны в своих диагнозах обществу, чем суровые документалки. Такой формат получил название «драмеди». Этот жанр сейчас востребован в основном на онлайн-платформах, где можно увидеть мир, противоположный кукольным сериалам канала «Россия-1», — гротескный, агрессивный, тоже не вполне правдоподобный, но гораздо более живой.
Одним из ярких примеров новой альтернативной реальности стал вышедший на этой неделе веб-сериал «Инсталайф». Его основная тема — зависимость современных молодых людей от соцсети Instagram, которая понемногу превращает жизнь своих пользователей в опасное приложение под названием «лайф». Для режиссера Юлии Трофимовой проект стал экспериментальным — прежде она занималась только короткометражным форматом.
Задумка «Инсталайфа», по признанию автора, основана на личных впечатлениях: «Все началось с ощущения, что Instagram влияет на мои эмоции и заставляет меня совершать действия, которые я не планировала. Можно ли этому противостоять, когда рука сама тянется пролистнуть ленту, а потом выложить фото в ответ? Как будто ты постоянно ведешь диалог с кем-то, бесконечное виртуальное соревнование. Это ощущение и странное, и страшное, и смешное. Его захотелось трансформировать в комедию».
В основе сюжета — шаблонные персонажи и стандартные зарисовки из жизни среднеобеспеченных москвичей 30+ (на такую аудиторию, по всей видимости, и ориентирован сериал). Одна из героинь увязла в декретном отпуске, другая борется с лишним весом, третья страдает после разрыва отношений, четвертая надеется завоевать женатого мужчину. Такими историями заполнены все женские журналы и интернет-порталы, но в «Инсталайфе» они обыграны не как мелодрама с претензией на глубокие мысли, а как сухая хроника скучного быта внутренне пустых людей. Авторы не принижают и не высмеивают героев — их просто показывают такими как есть, на контрасте с виртуальными образами, которые они себе выдумали.
Главной проблемой оказывается зависимость от непрерывного потока информации о чужой красивой и успешной жизни, в которой царит полная гармония, нет проблем с деньгами, бытом, здоровьем и отношениями, не бывает стресса и апатии. А у персонажей сериала в точности наоборот — и они волей-неволей начинают думать, что все делают неправильно.
Вроде бы, естественные житейские моменты: рутина портит отношения с мужем, нет времени или возможности съездить в отпуск, не хватает романтики и мужского внимания, появляется лишний вес. А тем временем Instagram назойливо кричит о «цветах без повода», о супружеской помощи по хозяйству, о полетах в дальние страны, об идеальных фигурах, о предметах роскоши, о «подарочных» младенцах, о том, что «настоящий мужчина» вкладывает в женщину и ее «хотелки» не менее 50% зарплаты…
И ведь все сознают, что этой информации нельзя доверять, что она стирается из памяти, как только ее потеснят другие «горячие новости» в ленте, и автор вскоре сам забудет, о чем писал в прошлый раз. В конце концов, старый анекдот про соседа — «Он говорит, так и ты говори!» — по сей день жив в памяти и актуален как никогда. Но проблема героев «Инсталайфа» в том, что они не просто «говорят», будто у них все не хуже, чем у виртуального «соседа», но и начинают отдаляться от своих близких и от действительно важных вещей, ненавидеть себя и свою жизнь — и в конце концов совершать рискованные поступки.
Именно это делает сериал по-настоящему драматичным. Неважно, какие повороты сюжета ждут в конце — зритель понимает, что положение героев безвыходное, они застряли в сетевой ловушке. А поскольку, судя по их поведению, они не особенно хотят что-то менять, то и не вызывают сочувствия. Это, скорее всего, заложено в идее: «Инсталайф» призван не столько «пробить на эмоции», сколько обозначить болевую точку эпохи.
Конечно, есть люди, которые не погружены с головой в виртуальную реальность. У некоторых из них независимый характер, настоящие интересы и увлечения. А другие настолько заняты решением насущных вопросов выживания, что им просто не до соцсетей.
Но для многих проблема «ухода в Instagram» вполне актуальна. Между тем во времена, когда над людьми постоянно висит угроза внешней изоляции, такая добровольная отчужденность может стать фатальной.
Людмила Семенова