Posted 8 июня 2021, 11:19
Published 8 июня 2021, 11:19
Modified 30 ноября, 06:57
Updated 30 ноября, 06:57
Завершается активная подготовка к большому европейскому турне американского президента — первому, после избрания на этот пост Джо Байдена. Для самих США на первом месте в этой поездке стоят, очевидно, отношения с союзниками по ЕС. Однако и американцы, и европейцы заинтересованы в том, чтобы конструктивно прошла и встреча Джо Байдена с Владимиром Путиным в Женеве. До их саммита осталась всего неделя, а до сих пор до конца не известен даже состав делегаций.
Впрочем, одно точно уже ясно. Украину в целом и отдельно положение в Донбассе президент США не станет предварительно обсуждать в ходе личной встречи с украинским президентом. Владимир Зеленский, неоднократно в последнее время критиковавший Джо Байдена и его команду, неожиданно «проснулся» накануне саммита в Женеве. Украинский лидер «из СМИ» узнал о намерении США отказаться от введения новых санкций против трубопровода «Северный поток-2», возмутился этим, и по всем доступным ему каналам, как утверждают некоторые медиа, начал просить о встречи с президентом США. Зеленский, как утверждается, выражал готовность прилететь для этого в любое время в любую точку света. Но получил прямой отказ.
По словам помощника главы Белого дома по национальной безопасности Джейка Салливана, президент США пригласил украинского коллегу в Вашингтон только в июле, пообещав при этом, что будет твердо отстаивать суверенитет Украины, ее территориальную целостность и устремления по мере продвижения вперед. Речь (хоть это и не уточняется) очевидно шла о переговорах с Владимиром Путиным. При этом украинскому руководителю было озвучено желание американской стороны, чтобы реформы продвигались побыстрее. И почти что требование — быстро и максимально прозрачно провести выборы независимого прокурора.
По сути дела, президент США сказал, что не хуже, а может и получше Зеленского понимает, о чем и как говорить с Путиным в контексте Украины. А вдобавок было указано, что у Соединенных Штатов есть и другие важные темы для обсуждения с Россией, которые для Вашингтона, как минимум, не менее, а, может быть, даже более важны, чем, например, судьба Донбасса.
Тут стоит добавить, что украинская сторона сумела вызвать дополнительное раздражение у американцев уже после переговоров. По их итогам, украинские власти опубликовали сообщение, согласно которому Байден якобы «подчеркнул… важность предоставления украинскому государству Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ)», который поможет Украине присоединиться к Альянсу. Ничего такого, по утверждению американской стороны, президент США про ПДЧ по вступлению в НАТО не говорил. Украинская сторона затем внесла поправки в официальное сообщение, но осадок в связи с публикацией заявления, не согласованного с американской стороной, не мог не остаться.
Причин для такого почти пренебрежительного отношения к Владимиру Зеленскому может быть несколько. Наверное, какую-то роль играет и личный фактор — в президентство в США Дональда Трампа украинский лидер принял активное участие в расследовании против сына Джо Байдена. Власть сменилась, а Зеленский, как оказалось, сделал тогда ставку на проигравшего.
Впрочем, главная причина, скорее всего, состоит в том, что Украина в этом турне Джо Байдена действительно стоит не на первом месте. Вашингтон не собирается поступаться украинскими интересами или предавать Зеленского за его спиной. Просто американский президент в принципе хотел бы оставить обсуждение проблем Донбасса и Крыма «на потом». Его задача выступить сейчас не защитником безопасности Украины, а гарантом безопасности целого Европейского Союза, чтобы восстановить отношения с европейцами, серьезно испорченные Дональдом Трампом. А представления многих лидеров Евросоюза о безопасности серьезно расходятся с внешнеполитическими установками руководства Украины. Один из важных пунктов в европейской проблематике — ровные, пусть и недружественные отношения с Россией.
ЕС хотел бы разделить с США ответственность за контакты с Кремлем. Как Германия фактически добилась от Байдена, чтобы он остановил давление Соединенных Штатов на проект «Северный поток-2», так и многие другие (в основном, западные) страны Евросоюза сейчас хотели бы, чтобы США договаривались с Москвой по стратегическим вопросам, вроде ядерного оружия, а экономику оставили европейцам и, как бывало в прошлом, по этим темам выступали не первым, а вторым номером. Чтобы, например, судьбу санкций решали те, кто ближе к России, имеет с ней большей связей, рискует, соответственно, большим, и, одновременно, лучше разбирается в хитросплетениях и балансах кремлевской политики.
В возможность быстрых позитивных политических изменений в России на Западе не верит практически никто. Так что Байден, похоже, на время своего европейского турне готов прислушаться к этим пожеланиям. С той разницей, что на востоке ЕС он явно будет выступать по российской теме жестче, чем потом на западе. Но главное, на саммит США-Евросоюз он должен прилететь из Женевы с «благой вестью»: Москва согласилась стать «предсказуемой».
Это главное, что волнует сейчас всех в политике Кремля. И российское руководство тоже дает позитивные сигналы накануне саммита именно в этом направлении. Взять хотя бы доброжелательные отзывы Владимира Путина об уходящем канцлере ФРГ Ангеле Меркель — как об исключительно надежном и предсказуемом, хотя и сложном политическом партнере.
И всей этой стратегии может сильно помешать «украинский вопрос». Поэтому Байден, скорее всего, четко дал понять Зеленскому, что никаких уступок Путину по украинской теме в Женеве не планируется. Но и выдвигать ее на первый план не будут. Вначале стабилизация ситуации в интересах Европейского Союза, а уже затем, заручившись, кстати, и поддержкой ЕС, попытка решить проблему Донбасса. Так что раньше июля шагов в этом направлении Киев может не ждать.
Иван Преображенский