Posted 26 мая 2021, 11:00
Published 26 мая 2021, 11:00
Modified 30 ноября, 06:56
Updated 30 ноября, 06:56
В древней Спарте население делилось на полноправных граждан (собственно спартанцев) и подневольных илотов. Первые, как сказали бы сейчас, были сплошь силовиками, вторые пахали и собирали урожай. Спартанцы ничего не умели, только воевать. Девять тысяч семей владели всей землей, на илотов смотрели как на говорящее орудие труда. Илоты ненавидели спартанцев, поэтому те спали с оружием. Все статуи богов в Спарте были с копьем в руке, даже богиня любви Афродита.
Заметного следа в науке и культуре Спарта не оставила, а среди греческих городов первой утратила могущество. Историки считают, что виной тому излишнее увлечение войной, равнодушие к производству, архаические даже для древнего мира законы, а также слабые контакты с внешним миром. При всей воинственности спартанцев странно, что Троянская война разгорелась, когда они, как дети, лопухнулись с Еленой…
Поскольку единственным уроком истории является то, что никаких уроков из нее никто не извлекает, этот пример можно считать просто любопытным историческим казусом. Хотя трудно удержаться от аналогий, когда вспоминаешь, что максимального военного могущества наша страна достигла при вожде по имени Леонид. Сохраняя традицию, нынешний лидер сегодня обещает «выбить зубы любителям кусаться».
Но что же с экономикой, которую поддерживают российские илоты? По данным МВФ, Россия оказалась одной из немногих стран, где во время кризиса 2020 года падение реальных доходов населения оказалось больше падения ВВП. Власти преподносят этот факт в качестве доказательства мудрости российского руководства. «Жила бы страна родная, и нету других забот», — эта песня Александры Пахмутовой на слова Льва Ошанина старше большинства наших министров, а как актуально звучит.
Недавно премьер Михаил Мишустин отчитался перед парламентом. И оптимистично заявил, что экономика России выдержала ковидный удар лучше, чем другие страны. Ничего удивительного, когда доля государства и крупных монополий, которые продолжали работу, значительно перевешивает долю частного бизнеса. И естественно, карманы российские миллиардеров из списка Forbes, которые кормятся от бюджета, распухли во время кризисного года еще на 40 процентов. Были времена, когда мы почему-то гордились нашим проникновением в мировой рейтинг миллиардеров. А сейчас его обитателей толпа готова растерзать.
Недавнее исследование Института народнохозяйственного прогнозирования Академии наук (ИНП РАН) говорит, что Россия стала одним из мировых лидеров по экономическому неравенству. Три процента богатейших граждан владеют 90 процентами всех финансовых и денежных активов России. Парадокс, на котором не стал долго заострять внимание премьер Мишустин, состоит в том, что из России, прошедшей кризис бодрее европейских стран, каждый день выводятся миллионы долларов в эти просевшие страны. Поколения идут, революции мелькают, а российская элита верна традиции и готовит себе аэродром на Западе.
Мишустин, излучая оптимизм, не обошел вниманием рядовых илотов, доходы которых вопреки каскаду государственных программ падают уже несколько лет. Так вот, премьер уверен, что это инсинуации. Напротив, публика за счет ловких нелегальных доходов разбогатела на три процента. В очередной раз подтвердился главный закон российской статистики: если успехи макроэкономики приходят в противоречие с дырами в семейном бюджете, то начинается подтасовка карт. Не надо ныть, патриотизм в России состоит в безусловном выполнении начальственных предписаний и в полном доверии рассказам о расчудесной жизни.
В майских указах и прочих основополагающих документах обещано, что главная цель российской власти — рост доходов населения. Но почему же Россия входит в число стран с самой высокой налоговой нагрузкой? По оценке Всемирного банка, бизнес вынужден отдавать 46,5 процентов прибыли, на 15 процентов больше, чем в Европе. Если год за годом бедные беднеют, а богатые богатеют, приходится сделать вывод, что декларации не соответствуют реальным целям власти. Ее высшая цель — макроэкономические показатели, всякие там ВВП, которые можно конвертировать в личные капиталы узкого слоя элиты. Борьба с бедностью — пустой лозунг, психотерапия.
Можно предположить, что реальный рост доходов — главная угроза налаженной стабильности. Если граждане станут богаче, они перейдут с отечественных товаров низкого качества на импорт, доля которого за 2020 год снизилась практически по всем позициям. Кроме того, разбогатевшие обыватели откажутся от надежд на государство, перестанут ходить с протянутой рукой за подачками, начнут жить собственным умом и приобретут опасное свободомыслие. Зачем это?
Согласно средневековому самурайскому Кодексу бусидо, две вещи могут ввести слугу в заблуждение: богатство и слава. Если слуга испытывает нужду, он будет безупречен. Для общего блага лучше забыть об амбициозных проектах и жить с голодным брюхом. Так безопаснее для родной страны.
Эксперты ИНП РАН считают, что в нынешней экономической ситуации без труда можно понизить курс доллара с 74 до 65 рублей. Это очень помогло бы гражданам, ведь в продовольственной корзине доля импорта составляет 30%. К тому же оживилась бы экономика, ведь новые технологии и инвестиции поступают в Россию из-за рубежа. Великий экономист Джон Кейнс считал, что рост доходов — первый шаг при выходе из кризиса, без которого трудно встряхнуть экономику.
Российская власть на такой оборот не пойдет все из-за тех же макроэкономических соображений. Рост курса доллара на один рубль за год приносит ориентированному на сырьевые отрасли бюджету 150 миллиардов рублей. То есть снижение стоимости доллара до удобного для граждан уровня привело бы к уменьшению бюджета на триллион рублей (весь наш бюджет составляет около 20 триллионов). Словом, если вы верите, что отольются кошке мышкины слезы, вы совсем не знаете, чем наполнена реальная жизнь.
Кроме того, премьер объяснил рост цен на продовольствие жадностью бизнеса. В этот момент мороз пробежал по коже. Велюров в «Покровских воротах» вопрошал: «А кто не пьет?» Бизнесмен-бессребреник — это нонсенс и гибель бизнеса. Вспомнилось отношение Ленина к кулакам: «мироеды, набивают пузо». В итоге — чудовищный голод по всей стране. Жадность бизнеса — не пагубная, но позитивная черта, только власть должна уметь обратить ее во благо обществу с помощью не карательных рычагов, а сугубо экономических.
Россия невероятно богата природными ресурсами, качество человеческого капитала до сих пор на верхних позициях. Тем удивительнее перманентный кризис. Если нехватка денег у народа напоминает вечную засуху в Сахаре, а вожди рисуют сладкие миражи, следует непреложный вывод. Не должны илоты жить сытно и привольно. А также полезно помнить, что у спартанцев в руке круглые сутки находится тяжелое копье.
Сергей Лесков