Posted 30 апреля 2021, 13:50
Published 30 апреля 2021, 13:50
Modified 30 ноября 2024, 06:54
Updated 30 ноября 2024, 06:54
Властям удалось в значительной степени деактивировать «навальнистов», а остальные политические игроки на предстоящих парламентских выборах не в состоянии составить конкуренцию думской «четверке». На грани прохождения в Госдуму балансирует разве что «Справедливая Россия». КПРФ, несмотря на скандалы и внутренний раскол, все еще сохраняет шансы на второе место, ставшее для этой партии уже традиционным. На пятки коммунистам, как обычно, наступает ЛДПР. А вот «единороссы» могут снова взять конституционное большинство, и этого, судя по всему, им удастся добиться, даже не прибегая к масштабным фальсификациям.
Эксперты называют такой сценарий выборов в Госдуму «консервативным» и считают их результат во многом предопределенным. Власти стремятся удержать нынешний внутриполитический статус-кво по многим причинам. И, кажется, никто не может помешать их планам сохранить лояльное большинство в парламенте.
Правда, похожая уверенность в победе «тех, кого надо», царила и перед выборами в Госдуму в 2011 году, но потом по стране неожиданно прокатились масштабные «болотные» протесты. На них же, к слову, и загорелась «звезда» Алексея Навального, ставшего теперь (не без усилий со стороны самих властей) главным оппонентом Владимира Путина и фактически безальтернативным лидером российской оппозиции (что признают, в том числе, и на Западе).
И хотя Навальный вряд ли выйдет на свободу к 2024 году, а сеть его сторонников подвергается жесточайшему разгрому, у обитателей Кремля все же должно быть тревожно на душе. Собственно, проблему для властей представляют не столько «навальнисты» — любую оппозицию в России реально уничтожить за пару недель. Провести выборы в Госдуму «спокойно» не получится из-за стремительно нарастающего давления США и их союзников в Западной Европе.
Крайне негативный международный фон, складывающийся вокруг России, окажет непосредственное воздействие на проведение думских выборов и скажется на их легитимности. А Кремлю, как бы там на словах ни игнорировали мнение враждебно настроенного «коллективного Запада», на деле всегда было важно заручиться если не его поддержкой, то хотя бы молчанием.
Запад же не согласится признать выборы в Госдуму легитимными после того, как российские власти откажутся зарегистрировать на них под разными предлогами представителей несистемной оппозиции. После этого любые «демократические» трюки, включая институт международных наблюдателей, уже не сработают, и Кремлю не удастся убедить весь мир в том, что выборы в России действительно прошли честно и на конкурентной основе. Причем даже если у «Единой России» получится победить на них вовсе без «административного ресурса».
Нет сомнений, что российские власти попытаются обратить негативный «западный фактор» в собственную пользу. Ранее уже говорилось о том, что предстоящие выборы пройдут под лозунгом борьбы с иностранным вмешательством и в условиях «осажденной крепости». А значит, любой скандал и нарушения на выборах власти будут интерпретировать в духе «англичанка гадит», и если по их итогам все-таки грянут массовые протесты, то происходящее выставят попыткой устроить «цветную революцию», понятное дело, при помощи иностранных государств.
В таком случае мало никому не покажется. Но подобного сценария в Кремле как раз и пытаются всеми силами избежать. А потому борьба с любым вмешательством в выборы — как извне, так и изнутри (здесь имеются ввиду действия несистемной оппозиции) станет одним из главных направлений в работе Центризбиркома и возглавляющей его Эллы Памфиловой, которой, судя по всему, и поручено непосредственно отвечать за результаты выборов. Она уже заявила, что схватка на выборах будет ожесточенной, как никогда, поэтому ЦИК намерен принять «предупреждающие меры».
Какие именно — пока непонятно. Но вряд ли дело сведется только к выявлению и пресечению, в том числе в интернете, фактов незаконной агитации, а это, например, означает удар по применяемой «навальнистами» технологии влияния на итоги голосования. Уже сейчас можно наблюдать за тем, как в попытке обеспечить беспроблемные выборы ЦИК берет под контроль региональные избиркомы, выводя их из-под влияния губернаторов и региональных элит (правда, подобное пока невозможно в некоторых национальных республиках).
Еще одной составной частью так называемой «вертикализации избирательного процесса» можно считать и недавнее решение ЦИК о перераспределении полномочий окружных и территориальных избиркомов по проведению выборов в одномандатных округах. Напомним, именно на последние делает активную ставку «Единая Россия», чтобы сохранить в новой Госдуме конституционное большинство.
Другими словами, задача ЦИК провести выборы так, чтобы у избирателей не возникло сомнений насчет правдивости результатов или, как минимум, не появилось желание их опротестовать. Для этого в ход пойдут многочисленные организационные меры — от многодневного и местами электронного голосования до максимальной мобилизации провластного электората и одновременно «сушки» протестного. На руку властям сыграет и ковид-эпидемия, которая к осени, возможно, выйдет на очередную волну, и связанные с ней ограничения, в первую очередь, на проведение акций протеста.
Но главное в том, что большинству российских избирателей на выборы по-прежнему наплевать, потому что, как они считают, от голосования «все равно ничего не зависит». Исходя из этого и можно предположить, что усилия по приданию выборам наносной легитимности хоть и окажутся во многом чисто техническими, все же обеспечат нужный результат.
Елена Земскова