Posted 19 марта 2021, 16:09
Published 19 марта 2021, 16:09
Modified 30 марта, 12:06
Updated 30 марта, 12:06
У нас, комментаторов, есть симпатичный обычай. Если вдруг удается что-нибудь предугадать, надо обязательно напомнить об этом публике. Что и делаю. Когда пришла весть о положительном ответе Байдена на вопрос, убийца (killer) ли Путин, я в сетевом обсуждении предсказал два варианта отповеди: «От такого же слышу» и «Ну и что?»
Аргументация в духе второго варианта разворачивается постепенно, а вот первый был пущен в ход уже на следующий день. Только Путин, как известно, выбрал другую версию той же детской поговорки — «Кто как обзывается, тот так и называется». Плюс к тому, вызвал Байдена на баттл в прямом эфире. И вот этот ход наша политическая аналитика спрогнозировать уже не смогла. Не предвидели его и в Америке, но нельзя сказать, что были потрясены. Скорее, пропустили мимо ушей.
Теперь — о серьезности произошедшего. Ее преувеличивают.
Во-первых, стандарты публичной политической речи меняются на глазах. Отставной президент Трамп тем и прославился, что не подбирал слов, когда отзывался о своих домашних и иностранных нелюбимцах. Другое дело, что Путин в их число не входил. Что же до Байдена, то во время американской выборной кампании наши казенные (т.е. выражающие мнение вождя) СМИ, ЛОМы («лидеры общественного мнения») и просто важные персоны хором шельмовали нынешнего главу Соединенных Штатов как якобы маразматика и вора. Не исключу, он затаил обиду.
Во-вторых, ничего нового ни для западного середняка-обывателя, ни для мейнстримного западного политика Байден не сообщил. Да, это именно то, что они думают о главе нашей державы.
Именно ввиду отсутствия новизны общественное мнение в Америке и Европе никоим образом не потрясено словами президента США и вовсе не требует от него еще и какого-то баттла с Путиным.
Реальным следствием байденовской реплики станет то, что на какое-то время личные встречи западных правителей с нашим сделаются затруднительными. Но в короткой перспективе их вероятность и так была невелика, а на онлайновые беседы табу, видимо, не наложено.
Что же до новых санкций, которые будут объявлены в ближайшие недели и месяцы, то их сценарий никак не завязан на импровизированный ответ Байдена телеведущему Стефанопулосу. Планы, видимо, уже составлены, и осталось только их объявить. Дополнительные ужесточения могут быть внесены только в случае резких движений российского визави. Но их как раз и не ждут. «Я догадываюсь, что у президента Путина куда более толстая кожа, чем за ним могут признавать его сотрудники», — с доверием сообщает Джен Псаки.
Не все наши аналитики разделяют эту мысль. Говорят даже, что теперь каждый номенклатурщик будет обязан заново присягнуть вождю под страхом объявления изменником.
На первый взгляд, так оно и есть.
«Это истерика от бессилия. Путин — наш президент, нападки на него — это нападки на нашу страну», — говорит председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Это триумф политического маразма США и возрастной деменции их руководителя. Это крайняя степень агрессии от бессилия», — уточняет первый вице-спикер Совфеда Андрей Турчак.
А магаданский губернатор даже записал на видео нескладные, но занятные стихи с угрозами «заморским соседям» и призывами «не будить русского медведя». Жаль, не по-английски — Байден не поймет. Впрочем, адресат тут явно другой.
Вроде бы и точно присягают. С другой стороны, думский глава или, скажем, губернатор — работники легко заменимые. С чего бы им играть в нонконформизм? А чиновники международного профиля вовсе и не бушуют. Оперативные комментарии представителя МИДа Марии Захаровой сделали бы честь любому дипломату. Это доказывает, между прочим, что обычные ее выходки вовсе не являются личными порывами и всегда выполняются по приказу руководства. И на этот раз приказа не было.
Похоже, Кремль, несмотря на обиду, не хочет пока что «будить» американского осла, символизирующего тамошнюю Демократическую партию. Возможно, соотношение сил настораживает.
Опасаются, однако, что разозленное американцами начальство обрушится в отместку на условный «Воронеж» — еще усерднее примется все запрещать, объявлять иностранными наемниками любых своих критиков и т. п.
Но, по-моему, это тоже напрасные страхи. Говорю не из оптимизма. Просто они и так делают все, что могут. Программа дальнейших запретов и зажимов не нуждается в какой-то добавочной радикализации, поскольку уже радикальна ровно настолько, насколько получается.
И последний вопрос. Принял ли народ байденовскую реплику на свой счет? Ну конечно, нет. С какой стати?
Несомненно, будут проведены или, скорее, уже ведутся опросы, замеряющие чувства простых людей. И повторится история с изучением мнения граждан насчет того, был ли Навальный отравлен и кем. Если судить честно, то опрос зафиксировал только одно: люди боятся таких вопросов. Испугаются, видимо, и сейчас — и промямлят требуемое. Но никакого гнева на Байдена за этим нет. Обиды вождя не входят в число реальных забот рядового россиянина.
Даже шутка, что, мол, жили при Обаме, жили при Трампе, а теперь как нибудь проживем при Байдене, уже приелась. А ведь Путину тоже придется «жить при Байдене». И приспосабливаться к речевым особенностям очередного правителя нелюбимой сверхдержавы, как к плохой погоде.
Сергей Шелин