Posted 23 февраля 2021, 08:46

Published 23 февраля 2021, 08:46

Modified 30 марта, 12:16

Updated 30 марта, 12:16

Традиционная Россия: что празднуем, товарищи?

23 февраля 2021, 08:46
Людмила Семенова
Наше «скрепное» общество никак не может избавиться от устаревших гендерных стереотипов.

Наступление весны для многих россиян по-прежнему ассоциируется с двумя гендерными праздниками — Днем защитника Отечества и Международным женским днем.

В то время, когда на Западе все больше размываются гендерные грани, а самоопределение становится исключительным правом личности, наши соотечественники все еще следуют стадному чувству и массово скупают носки, пену для бритья, цветы и конфеты. Маркетинговая сфера, безусловно, выигрывает от этой морально устаревшей традиции и держится за нее обеими руками. Ну а граждане готовы раскошелиться ради общественного одобрения и дополнительных выходных.

Но если вдуматься — кому и зачем сейчас нужны эти даты, полностью утратившие исторический смысл? 23 февраля изначально отмечался День Красной армии, после распада СССР праздник переименовали, и сегодня обыватель воспринимает его как абстрактный «мужской день». А 8 марта — некогда день солидарности женщин в борьбе за свои права — превратился в оплот сексизма.

Российское общество, с одной стороны, пытается угнаться за западной массовой культурой, но с другой — никак не может избавиться от старых привычек и комплексов.

Возможно, обычай устраивать праздничные программы для мальчиков и девочек в школах еще имеет некоторый смысл — объединяет, разнообразит досуг и даже помогает выявить творческие таланты. Но, судя по родительским отзывам, стереотипная гендерная привязка начинает напрягать даже в таких безобидных рамках. К счастью, все меньше родителей воспринимают как аномалию то, что девочке хочется играть в футбол, а мальчику интересно попробовать себя в вышивании, — и все больше исходят из таланта и наклонностей ребенка, а не постулатов в духе «так заведено» и «что люди скажут».

Однако взрослый антураж «мужского» и «женского» праздников намертво привязан к гендерным стереотипам. Что же с ними не так и почему они сигнализируют о том, что наше общество еще очень далеко от гармонии?

Мы даже не будем напоминать, что дарить носки или гигиенические принадлежности — это высшая степень дурновкусия: чересчур интимно для посторонних и слишком бездушно для родных людей.

Куда хуже, что 23 февраля имеет яркий милитаристский окрас. Показ старых и новых военных фильмов, военно-исторические реконструкции, концерты военных оркестров, артиллерийские салюты и переодевание в армейскую форму — все это вносит некоторую путаницу в вопрос о том, кому адресован праздник. Но самое главное — он поддерживает вредные установки, не позволяющие мужчине давать слабину, быть ласковым, делиться с близкими тем, что наболело, иметь необычные хобби, заботиться о своем здоровье (а большинство мужчин, вопреки анекдотам про умирающих от температуры в 37 градусов, этим пренебрегают именно из боязни показаться недостаточно сильными). Кроме того, болезненная привязанность к военным победам прошлых лет вызывает скепсис у людей новой формации.

Такой же предвзятостью пропитан и Женский день, который, что характерно, является национальным праздником в тех странах Азии и Африки, где с правами и свободами женщин дело обстоит очень посредственно (на Западе он празднуется только в Германии). По сути, речь идет о государствах, в которых господствует «право сильного», так что вернее будет говорить об ущемлении гражданских свобод как таковых — а ведь именно за них боролись учредители праздника.

Подарочная составляющая 8 марта в основном сводится к цветам, конфетам, косметике и кухонным принадлежностям. Люди видят, что цены на букеты и сладости безбожно задираются, но скрепя сердце покупают их тоннами — для жен, подруг, матерей, коллег по работе. Ну и без дежурных комплиментов — тоже никуда. Конечно, в знаках внимания и подарках нет ничего плохого — но они не должны делаться по указке и пропахшему нафталином шаблону с рюшечками. Печальнее всего, что мужчинам, которые считают 8 марта нерушимой традицией, зачастую и в голову не придет изучить интересы любимых женщин, не говоря уж о том, чтобы порадовать их в какой-нибудь другой день.

Немудрено, что российское «скрепоносное» общество агрессивно отвергает мировые тенденции и лелеет свою консервативность, словно Священный Грааль. Пусть в образовании, здравоохранении и других социальных сферах дела обстоят все хуже — зато традиционные ценности непоколебимы.

И пока на Западе, в представлении отечественных «патриотов», расцветают Содом и Гоморра, у нас каждый знает свое место. Мужчинам положено пить пиво под футбол, женщинам — варить борщи; девочек одевать в розовое, мальчиков — в голубое. Увы, очень многие на полном серьезе считают именно это залогом здоровых отношений, опасаясь, что любое отклонение от мифического «предназначения» влечет за собой самые страшные беды.

Людмила Семенова

Подпишитесь