Posted 23 декабря 2020, 08:29
Published 23 декабря 2020, 08:29
Modified 30 марта, 12:41
Updated 30 марта, 12:41
У Джо Байдена в его президентство перед трудными выборами 2022 года (промежуточные выборы действующий президент нередко проигрывает) может оказаться неожиданный союзник — Дональд Трамп. Такое мнение кажется крайне эксцентричным, но только на первый взгляд.
Трамп пришел в Республиканскую партию на волне мощнейшего антиэлитного запроса, который выразился в создании «чайной партии» и захлебнулся из-за дефицита лидерства. Сильный харизматичный лидер, Трамп смог мобилизовать республиканский актив, значительная (и самая мотивированная) часть которого превратилась в трампистов, готовых идти за своим кумиром.
Для них президентство Трампа — это частичное исполнение мечты. Снижение налогов, жесткая поддержка национального бизнеса, конфронтация с Китаем (по их мнению, угроза исходит именно от «мастерской мира», заваливающей этот мир дешевыми товарами и отвлекающей инвесторов от развитых стран, а не от христианской и неконкурентной России), исполнение смертных приговоров на федеральном уровне, консервативные судьи в Верховном суде (правда, здесь и шок от отказа суда разбирать техасский иск). А частичное — потому что была надежда на второй срок, когда атлант расправит плечи, окружит себя честными патриотами (например, вернет генерала Флинна, которого трамписты считают таковым, — а Мэттис, например, для них отступник, Маккейн — предатель, ибо спас ObamaCare) и осушит вашингтонское болото. Они никогда не поверят, что Байден выиграл выборы честно — и разрушил их мечту.
А большинство республиканского истеблишмента — прагматики. Они будут критиковать Байдена, но признают его законным президентом, как это уже сделал Митч Макконнелл. Некоторые будут голосовать за байденовских кандидатов в правительство. Многие будут договариваться о восстановлении двухпартийных решений. В общем, пополнять расширяющийся перечень иуд, в котором уже числятся и трое трамповских номинантов в Верховный суд, и отставленный Уильям Барр, и так (пока?) не уволенный Кристофер Рэй, и Митт Ромни, и Лиза Мурковски, и Сьюзан Колллинз, и прочие. Чтобы не стать иудами (или, если угодно, бенедиктами арнольдами), республиканские конгрессмены бросились присоединяться к безнадежному техасскому иску, демонстрируя свой трампизм перед бдительными активистами. Но это на время — дальше начнется рутинная жизнь, борьба за бюджетные ассигнования для округов, и надо будет сотрудничать с «узурпаторами».
И вот уже через пару лет немалое количество таких иуд пойдет на выборы — в Палату представителей, Сенат, на губернаторские посты. Но перед этим надо будет пройти праймериз, а вот тут их будут поджидать разгневанные избиратели. И если Трамп, не замеченный ранее во всепрощении, даст отмашку, то они будут валить столпов партии, голосуя за людей из народа, верящих в Трампа, младоземельный креационизм и дьявольское происхождение ФРС. И могут добиться успеха.
Прецеденты были — причем даже без руководящей и направляющей роли Трампа. В 2010 году сторонники «чайной партии» провалили на сенаторских праймериз на Аляске ту же Мурковски и проголосовали за местного юриста и армейского ветерана Джо Миллера. Правда, Мурковски пошла на выборы, призвав вписывать свою фамилию в бюллетени, — и победила (хотя Миллер потом долго и нудно судился, настаивая на недействительности бюллетеней, в которых польская фамилия соперницы была написана с ошибками). А вот в Делавэре «чаепитию» удалось сильно помочь демократам. Там они сокрушили на праймериз местного нотабля и либерального республиканца Майка Касла, проголосовав за пиарщицу и ортодоксальную католичку Кристин О’Доннел, у которой не было никаких шансов против демократа.
И вот теперь количество таких номинаций может существенно увеличиться — тем более что есть позитивный пример. В Алабаме только что бывший футбольный тренер Томас Табервилл, позиционировавший себя как трампист, победил на праймериз пытавшегося вернуться в Сенат бывшего генпрокурора Уильяма Сешнса (одного из первых иуд трамповской администрации). А потом и стал сенатором, вернув республиканцам важное место в Сенате. Но Алабама — это республиканский штат, где в 2017-м демократ победил только из-за сексуального скандала, разразившегося вокруг республиканского кандидата судьи Роя Мура. И то Мур набрал тогда 48,4%, что беспрецедентно много для скандального кандидата.
В других штатах ситуация для республиканцев часто не столь благоприятная — и умеренные избиратели могут отшатнуться от слишком консервативных кандидатов. А любой раскол — это хороший шанс для оппонентов. Не каждый умеренный республиканец решится пойти против партийного актива, как Мурковски, и при этом победить (для этого надо иметь мощный электоральный потенциал). Кстати, ее очередной срок в Сенате заканчивается как раз в 2022-м — и на Аляске можно ожидать напряженной внутрипартийной борьбы. Так что трамписты могут одерживать пирровы победы на праймериз — и терпеть фиаско на выборах.
Есть, конечно, вариант раскола партии — это уже другая история, еще более неприятная для республиканцев. Похожая на 1992 год, когда Росс Перо помог стать президентом Биллу Клинтону.