Posted 25 октября 2020, 07:00
Published 25 октября 2020, 07:00
Modified 30 ноября 2024, 06:51
Updated 30 ноября 2024, 06:51
На это неделе в России был установлен печальный рекорд смертности от коронавируса — 317 человек за сутки. Владимир Путин, впрочем, поспешил успокоить сограждан, объявив, что все не так плохо, поскольку рост числа скончавшихся от COVID-19 вызван просто более тщательной фиксацией причин смерти.
В остальном жизнь налаживается. «Общая смертность упала почти в два раза по сравнению с весной», — отметил Путин. По его словам, «это все-таки основной показатель состояния системы здравоохранения». Кроме того, на прошлой неделе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что принимаемые властями России меры в сфере демографической политики приносят свои плоды, без них убыль населения в РФ была бы более стремительной.
Однако так ли в реальности все лучезарно? Для начала замечу, что статистические данные, на которые, судя по всему, опирается российский президент, относятся к июлю-августу (других пока просто нет), то есть ко времени, когда первая волна коронавируса почти схлынула, а вторая, начавшаяся в сентябре–октябре, еще не наступила.
Если же посмотреть статистику за восемь месяцев 2020, то становится понятно, что в целом этот год вероятно получится рекордным и по общему сокращению населения России (итоговая цифра получается из численности за прошлый год, плюс разницы между умершими и родившимися в этом году, а также миграционного прироста), и по естественной убыли (разница только между умершими и родившимися, без учета миграционного прироста).
Итак, по последним данным Росстата, общая численность постоянного населения Российской Федерации за восемь месяцев 2020 года сократилась на 277,8 тысяч человек. Чтобы понять масштаб происходящего, сравним этот показатель с аналогичным периодом 2019 года. Тогда, согласно данным той же статистической службы, за январь–август население России уменьшилось на 52,5 тысячи человек.
Чтобы было наглядней скажем так: сокращение российского населения в текущем году идет быстрее в пять раз (!), чем в прошлом. Причем, согласно свежей версии «Единого плана по достижению национальных целей до 2030 года», в строке «Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации» по итогам 2020 года общая численность населения РФ в абсолютных цифрах должна сократиться на 352,5 тысячи человек.
Это, естественно, прогноз. С учетом того, что, как отмечено выше, по официальным данным за январь–август население России уже уменьшилось на 277,8 тысяч человек, по итогам года запланированный показатель сокращения численности россиян на 352,5 тысячи человек вполне может быть не только достигнут, но и превзойден.
Всего же согласно тому же «Единому плану…» с 2020 по 2024 год количество жителей России суммарно может уменьшится на 1,2 млн человек. То есть сократится с нынешних 146,7 млн человек (официальные данные Росстата на 1 января 2020 года с учетом Крыма) до 145,5 млн.
Повторюсь, в данном случае мы рассматриваем прогноз по сокращению общей численности населения России. То есть это естественная убыль с учетом миграционного прироста, который ее частично компенсирует. Однако, как неоднократно приходилось указывать, миграция из стран СНГ все меньше становится источником пополнения человеческих ресурсов России. За январь–август 2020 года миграционный прирост компенсировал их только на 19,9%.
Впрочем, если брать естественную убыль населения РФ в чистом виде, то есть без миграционного прироста, то дела нашей страны обстоят еще хуже. К 1 сентября естественная убыль уже составила почти 347 тысяч человек. По итогам года этот показатель, составит, вероятно, более 500 тысяч человек. Что объяснимо — в России продолжается сокращение рождаемости и увеличение смертности.
По данным Росстата, за первые восемь месяцев текущего года в стране родились 938,3 тысяч детей, что на 56 тысяч меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Одновременно наметился существенный рост смертности. За тот же период 2020 года в стране умерли 1,285 млн человек, что на 72 тысячи случаев больше, чем в январе–августе 2019-го, когда скончались 1,213 млн россиян.
Как видим, в целом за восемь месяцев текущего года общая смертность существенно выше, чем в прошлом году и растет даже более высокими темпами, чем падает рождаемость. И если проблемы с рождаемостью можно попытаться объяснить сокращением в России женщин фертильного возраста и демографическими ямами (что верно лишь отчасти, потому что социально-экономические факторы играют в этом не меньшую роль), то рост смертности очевидно связан не только с пандемией.
От ковида в стране, согласно официальной статистике, с начала года скончались чуть больше 25 тысяч человек, а общий прирост смертности за этот период, как было отмечено выше, составил 72 тысячи случаев. То есть, и без ковида в России умерли бы почти на 50 тысяч человек больше, чем в прошлом году. Стало быть, со здравоохранением в стране все не так хорошо, как кажется Путину.
В Кремле все время повторяют, что у сокращения населения России есть объективные причины: «совпадение двух демографических ям, связанных с Великой Отечественной войной и с распадом СССР». На мой взгляд, резкое ухудшение демографических показателей в России действительно связано с объективными причинами, только иными: это и плохая экономическая ситуация, и рост безработицы, и снижение уровня доходов населения. Очевидно также и то, что ковид и экономический кризис лишь обострили все недостатки нашего здравоохранения и всей государственной системы в целом.
Александр Желенин