Posted 23 октября 2020, 16:06
Published 23 октября 2020, 16:06
Modified 30 марта, 13:07
Updated 30 марта, 13:07
Да, президент заверил, что «это просто одно из предложений Министерства финансов, оно пока до меня даже не дошло…» Однако затем, как он это часто делает, продемонстрировал не только знакомство с аргументами «не дошедших» до него предложений, но и сам вопрос оставил открытым: «При принятии окончательных решений я, конечно, буду исходить из реальной ситуации в экономике, из реальной ситуации, связанной с доходами граждан, в том числе и сотрудников правоохранительной сферы, военной структуры, соотношения их доходов с гражданским сектором. Здесь много факторов…»
Понятно, что денег в казне сейчас гораздо меньше, чем было еще недавно. Но сверх того — все заметнее и растущий разрыв в благосостоянии и привилегиях между гражданскими лицами и бюджетниками в погонах. И Путин не зря обещает «исходить из реальной ситуации, связанной с соотношением доходов». Дальнейший рост неравенства политически опасен. Толерантность простонародья к начальству убывает, и это видно даже из Кремля.
А «реальная ситуация» сводится к следующему. По меньшей мере с 2013 года доходы гражданских лиц, не связанных с бюджетным сектором, устойчиво снижаются. Заработки гражданских бюджетников хоть и увеличиваются, но медленно. А вот доходы силовиков, пусть и с паузами, идут вверх большими скачками.
К тому же, благодаря пенсионной реформе, гражданскому лицу теперь надо работать до пенсии лет сорок, если не больше. А силовик, как и прежде, получает право на пенсию после двадцати лет выслуги, причем в этот срок включается время обучения в военном вузе. И коэффициент замещения у него существенно выше, чем у гражданского. И ежегодная индексация у военных пенсионеров должна на 2% обгонять инфляцию, а прочим получателям таких гарантий не дано.
Причем эти привилегии имеют вовсе не только те, кто несет службу где-нибудь в далеком Идлибе, — в данном случае не станем спрашивать, зачем их туда послали, и отметим только, что они рискуют там своей жизнью и здоровьем. Но «военные» выгоды и удобства дарованы всем поголовно бюджетникам в погонах, от тружеников следственных изоляторов до росгвардейцев, здоровью которых угрожают разве что знаменитые пластмассовые стаканчики.
Вы скажете, что строй у нас феодальный и сословный. Что военные и охранители являются привилегированными сословиями, и прав у них по определению гораздо больше, чем у простонародья. И что Путин не станет бороться с феодальными порядками, для укрепления которых он так много сделал.
Это верно. Но ведь ничего антифеодального в предложениях Минфина, направленных, если верить утечкам, напрямую в Совбез, т. е. в цитадель силовиков, как раз и нет. Речь там только об упорядочении дележки резко уменьшившегося общественного пирога.
Минфиновский план, согласно этим правдоподобным утечкам, почти не покушается ни на повышенный по сравнению с гражданскими пенсиями коэффициент замещения, ни на получение военных пенсий людьми в расцвете сил. Не ставятся там под вопрос ни функции, ни права наших охранителей, ни даже, если присмотреться, их фактическая численность.
Предложено лишь увеличить срок выслуги до двадцати пяти лет (сравните с сорока годами для гражданских), перестать индексировать военные пенсии сверх инфляции (работающим пенсионерам, составляющим треть гражданских, пенсии вообще не индексируются), а также сократить штаты силовых ведомств на 10% путем вполне безобидного упразднения незанятых должностей. И даже самая дерзкая из минфиновских затей — слить ФСИН, ГФС и ФССП с МВД — совершенно банальна для нашей страны. «Укрупнения» охранительных ведомств проводятся у нас с такой же регулярностью, как и их последующие «разукрупнения».
В последние семь лет затягивание поясов на людях — постоянное занятие Министерства финансов. Объектом его все эти годы были только низшие гражданские сословия — номенклатурщиков акции по отъятию денег не задевали. Минфин лоббировал пенсионную реформу, одобрил фактическую отмену государственных накопительных пенсий, агитирует за введение еще одного налога с физлиц, выдаваемого за сбор денег на пенсионные добавки через тридцать лет. И это только часть того, что сделало это ведомство.
А теперь пришел коронакризис, и денег в казне стало еще меньше. На ком-то надо сэкономить еще раз. Понятно, что главные убытки опять перевалят на народ. Но запасов его материальной прочности, да и просто терпения, может не хватить. По многим признакам они близки к исчерпанию.
Поэтому рациональная мысль государственных финансистов обращается к тем, кто материальных жертв давно уже не приносил. Подается это под приемлемым для высшей власти соусом: мол, рынок труда перекошен, и при таком соотношении доходов охранителей с доходами в гражданском секторе народ бросит работу и поголовно захочет надеть погоны. О не менее вероятной угрозе в виде различных форм общественного недовольства, видимо, прямо не говорится, но об этом наверху и так всегда помнят.
Словом, никаких покушений на основы, ничего антифеодального — всего лишь голый рационализм. Что может быть разумнее, чем такой, например, пункт рекомендаций Минфина, как приведение количества начальников в охранительных структурах к количеству подчиненных по принципу «елочки». То есть начальников и обладателей высоких и средних званий должно стать меньше, чем подчиненных и рядовых. Сейчас сплошь и рядом картина обратная, что является несомненным признаком разложения и недееспособности этих структур.
Но не менее ясно, что одно только это предложение, не говоря обо всех остальных, и особенно пенсионных, мобилизует против минфиновского плана широкие массы силовиков. А руководство ведомств, в которые они входят, заранее против любых нововведений, изобретенных какими-то гражданскими чинами и уж тем более сотрудниками ненавистного Минфина, именно сейчас пытающегося урезать военно-охранительные траты в бюджетных планах на 2021-й — 2023-й.
Признаком того, насколько широк сейчас фронт борьбы против этих бюджетных урезок, можно считать готовность присоединиться к силовой коалиции самого либерального из наших сановников, главу Счетной палаты Алексея Кудрина: «Коллеги, я скоро превращусь в защитника Минобороны и военных расходов. Потому что сокращение с 2,7 до 2,5% ВВП — это достаточно заметное сокращение… Я всегда говорил, что 2,8–2,9% — это оптимальный уровень для нашей страны…»
С мыслью Кудрина о том, каким должен быть уровень военных трат, легко согласиться, но с одной оговоркой: нынешний реальный объем этих расходов существенно выше формального, поскольку частично они проводятся как гражданские. По оценке Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), российские военные траты в прошлом году были четвертыми в мире и составили $65,1 млрд (больше 4% ВВП). Вот от этого бы уровня и идти к «оптимальному», да только кто ж позволит?
Не исключу даже, что минфиновский план структурных реформ задуман как отвлекающий удар, чтобы профильные ведомства бросили против него все свои силы ослабили сопротивление на главном участке фронта — там, где Минфин сражается за ограничение военно-полицейских бюджетов в предстоящую трехлетку. Тем более что механическое урезание трат может восприниматься силовиками как временное и поэтому терпимое, а рационализаторский проект — как недопустимое вмешательство во внутреннее их устройство, которому надо сопротивляться до последнего.
Тем не менее мысль о рационализации силовиков вошла в повестку. В ближайшее время реальных действий не будет. Но если скудость казны станет постоянной, то придется, как выразился Путин, «принять окончательное решение» и дополнить ограничение военно-охранительных расходов введением хоть в какие-то берега благ и привилегий бюджетников в погонах. Жизнь заставит.
Сергей Шелин