Posted 2 октября 2020, 21:01

Published 2 октября 2020, 21:01

Modified 30 марта, 13:16

Updated 30 марта, 13:16

COVID возвращает нас в счастливое болото

2 октября 2020, 21:01
Начальство в России просто упивается коронавирусом — пандемия открывает невиданные возможности для управления обществом.

Чуть отпустило — и новый рецидив. То ли вторая волна, то ли продолжение первой. Нам показалось, что коварный вирус сворачивает знамена, но у заразы имелся засадный полк в виде сезонного гриппа. Власти во многих странах и в России возвращают ограничения, переводят персонал на «удаленку», объявляют внеплановые школьные каникулы и советуют пожилым запереться на семь замков.

COVID-19 — удивительное заболевание, ничего подобного в истории не было. Со времен Гиппократа и Авиценны ни одна хворь не вызывала столько споров вокруг того, насколько она опасна, какова статистика смертности и кого вообще считать больным. Жонглирование цифрами зависит от пристрастий эксперта.

Мир разделился на две непримиримые группы — ковидоскептики и ковидопаникеры. Эти категории граждан не слышат доводов другой стороны и никогда не примирятся, как остроконечники и тупоконечники у Свифта.

Юстинианова чума в VI веке, когда в Константинополе в день умирало до 10 тысяч человек, не уничтожила Восточную Римскую империю. «Черная смерть», которая выкосила в XIV веке половину Европы, не погубила ни одно государство. В мировой истории единственным несомненным примером гибели государств из-за эпидемий остаются инки и ацтеки, для которых оспа и прочие европейские хвори оказались опаснее конкистадоров.

Однако в XXI веке, который облагодетельствован наукой, мы видим, как эпидемии, которые не могли расшатать примитивные государства, подмывают властные устои. Если бы президент Белоруссии Лукашенко признал COVID-19 и объявил запрет на массовые скопления, ему было бы легче справиться с недоверием общества к результатам выборов. В США, которые являли пример самого успешного государственного устройства, неспособность власти справиться с COVID-19 стала одной из причин всеобщего недоумения перед жизненными превратностями, что вылилось в погромы и беспорядки, варварские выходки и глупые переименования, а в ноябре еще неизвестно как отзовется на президентских выборах. Экономика повсеместно покатилась вниз и нельзя исключить, что многие режимы скоро затрещат, погружая мир в водоворот бурь и конфликтов.

Что касается России, то у нас начальство упивается коронавирусом. Для русской власти это живая вода и эликсир жизни. Пандемия открывает невиданные возможности для управления обществом. Главы регионов резвы, как Конек-Горбунок. Укорить власть в нарушении гражданских прав язык не повернется, ибо лютые ограничения объясняются благородными причинами.

Нынешнее поколение руководителей выросло на сочинениях Дейла Карнеги, которые были в позднем СССР бестселлером. Неудивительно, что на вооружение взят совет американского психолога для обоснования своих действий в критической ситуации прибегать к высоким мотивам. «Дать людЯм все!» — говорил бюрократ в комедии Юрия Мамина «Фонтан».

Трудно не признать, что с момента объявления локдауна и всеобщего карантина социальная напряженность в России, которая неуклонно нарастала, оказалась заморожена. Где новые Шиесы? Локальные волнения в Хабаровске общей картины не меняют. Русские люди забились в свои хаты, и образом жизни стали походить на крестьянина при Иване Калите, который где жил, там и работал, опасаясь высунуть наружу нос и погружаясь в мрачное уединение, которое стерло с его чела улыбку, что удивляло заезжих в Россию редких европейцев.

«Если долго глядеть в бездну, бездна поглядит на тебя» — так говорил Ницше. Если долго говорить о коронавирусе, коронавирус застит небо и станет главной проблемой. Несколько месяцев сводки новостей начинаются со статистики, которая запутывает даже специалиста, но оказывает гипнотическое воздействие на обывателя. Нас пытаются вернуть к жизни Белоруссия и больной Навальный, но коронавирус важнее, хотя половина больных ходят здоровяками, а еще четверть болеют так, что болезни не видно. Вольфу Мессингу на сеансах гипноза не снился такой успех, как доктору Мясникову с его рассказами о COVID-19.

Если бы коронавируса не было, его стоило бы выдумать. Россия гениально использует и доводит до блеска чужие изобретения. Так было с православием. И, конечно, с коммунизмом. С ракетами и ядерной энергией. Еще с балетом, хоккеем и шахматами. Коронавирус — на почетном месте в этом славном ряду. COVID-19, если верить ЦРУ, вывели в Китае. Но опять не удержали, как фарфор и порох.

В России поставили вирус на службу общественному благу. Никогда еще русский народ не жил так мирно и спокойно, как в эпоху COVID-19, Пусть небогато и без перспектив, зато размеренно и тихо. Маска спасает от опасных испарений свободомыслия, а руки в скользких перчатках не подхватят булыжник.

Говорят, Россия не восприимчива к инновациям. Чушь собачья! COVID-19 — гениальная социальная инновация. Что важно — русская, как радио и космос. Американцы изобрели рестораны быстрого питания, всемирную фабрику грез, социальные сети. А русские люди довели их до сияющего идеала. Рестораны везут свои деликатесы в жилище русского человека, который грезит и препарирует мировую историю на бабушкином диване, о чем ставит в известность социальные сети, которые трансформировались в лучший способ коммуникации с миром.

Находясь в потоке событий, мы не в состоянии оценить, что в жизни происходят самые революционные сдвиги. В России в колледжах осенью 2020 года исчезла сотня профессий — изготовитель эмалированной посуды, сушильщик в бумажном производстве, ткач, вышивальщица, сборщик изделий электронной техники, радиооператор. На их место пришли другие — монтажник оборудования мобильной связи, мехатронщик, специалист по мобильной робототехнике, аддитивным технологиям, эксплуатации биотехнических медицинских аппаратов, роботизированным системам, графическому дизайну.

Глубина изменений на рынке труда будет настолько кардинальной, что в ближайшие годы без работы останутся 15 миллионов человек. Государство их подкормит, во время пандемии набило руку и вошло во вкус. Главное — сохранить зависимость граждан от государства. Иначе либо перемрут, либо нашкодят.

Лао-Цзы говорил: «Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет», Но для русской власти ситуация возведенных во благо запретов — самый удобный сценарий. Последние выборы неопровержимо говорят, что впервые за долгое время удалось добиться полной гармонии и единства, о которой могут только мечтать другие страны.

Думаю, когда в мире COVID-19 будет повержен в прах и растоптан, в России еще долго будут с ним бороться. А потом мы станем вспоминать это время с ностальгией, как счастливый застой времен Леонида Ильича Брежнева.

Сергей Лесков

Подпишитесь