Posted 24 сентября 2020, 14:14
Published 24 сентября 2020, 14:14
Modified 30 марта, 13:19
Updated 30 марта, 13:19
Замечено, что когда в России и вокруг нее все плохо, президент Владимир Путин вспоминает о социальных благах. Так и в эту в среду, выступая перед сенаторами, он в очередной раз напомнил о материнском капитале и пообещал ежегодно его индексировать. И это мудро — информационный фон его социально-оптимистического выступления был совсем ни к черту.
Слова президента о маткапитале, индексации пенсий и детских пособий прозвучали на фоне череды совсем нерадостных новостей о жизни в России и за ее пределами. Сообщения СМИ одно хуже другого. Перечислим некоторые:
До этого были грандиозные протесты в Белоруссии, в результате которых ближайший союзник Москвы Александр Лукашенко едва не лишился своего кресла. А еще раньше — длившиеся полтора месяца протесты в Хабаровске.
Не забудем резкого всплеска безработицы в связи с экономическим кризисом, ухудшения работы и до этого деградировавших систем образования и здравоохранения — и картина в целом окажется, мягко говоря, нерадостной.
На этом фоне слова Путина о маткапитале и его индексации явно должны были произвести некий терапевтический эффект. Благо, на инфляцию эти вещи никак не повлияют, поскольку на руки те сотни тысяч рублей, которые составляют этот по преимуществу виртуально-пропагандистский проект, практически никто не получает. Можно лишь когда-нибудь (далеко не всем понятно, как и когда) в отдаленном будущем вложить эти виртуальные деньги в образование детей, в накопительную часть пенсии или в ипотеку.
Но если дом или квартира стоят миллионы рублей, что значат 466 тысяч рублей положенных сейчас по маткапиталу на первого ребенка? Первый взнос? А как выплачивать оставшиеся миллионы?
В этих условиях отношение россиян к существующей в стране политической системе продолжает эволюционировать не в лучшую для власти сторону, что демонстрирует проведенный недавно опрос «Левада-центра», посвященный этой теме.
Так, на вопрос: «Какое из следующих утверждений, по вашему мнению, наиболее точно описывает ситуацию в стране?», большинство (около 40%) ответили: «утрата порядка, нарастание анархии»; около 30% респондентов в сумме выбрали ответы: «становление авторитаризма, диктатуры» (17%) и «восстановление „доперестроечных“ политических порядков» (12%). И лишь 22% отвечавших на этот вопрос сочли, что наиболее точно описывает ситуацию в стране словосочетание «развитие демократии».
Существенная деталь. Подобный опрос «Левада-центр» проводит вот уже 15 лет, начиная с 2005 года, поэтому можно видеть, как на протяжении этого времени изменялись взгляды россиян на существующую в стране политическую систему и ее эволюцию. Отметим, что 22% тех, кто уверен, что в стране идет «развитие демократии» — это самый низкий показатель за все 15 лет наблюдений. Достаточно сказать, что еще в 2014 году тех, кто так считал, было почти вдвое больше — 38%. И наоборот, — число тех, кто уверен, что в стране имеет место «утрата порядка, нарастание анархии», с того же 2014 года выросло сегодня более чем в два раза — с 16% тогда, до 38% сегодня.
Для действующей власти последний результат особенно опасен, потому что долгое время Владимир Путин и его присные выступали в роли единой «партии порядка». И вот теперь получается, что большинство граждан (пусть и относительное) по факту считает, что с наведением порядка эта партия как раз и не справляется.
И еще один небольшой, но важный штрих, показывающий состояние умов в современной России. Традиционно число тех, кто попадает в графу «не определился с ответом», в Российской Федерации весьма высоко. Объяснить это можно либо неспособностью, либо нежеланием людей иметь свою точку зрения на важные вопросы развития страны.
Первый вариант мы отметаем, поскольку уровень образования и общего развития россиян в среднем пока еще не ниже, чем у граждан стран Европы или Северной Америки, где число «неопределившихся» всегда очень незначительно. Соответственно, высокий уровень «затруднившихся с ответом» в России можно объяснить только страхом людей отвечать на такие вопросы открыто. Что само по себе также является показателем сложившейся политической системы.
Но и по этому пункту сегодня произошли существенные подвижки. Так если в прошлые годы количество не знавших ответа на вопрос «Как бы вы описали ситуацию в стране?» доходило до 27%, то сегодня, согласно тому же опросу «Левада-центра», число «затруднившихся с ответом» сократилось более чем вдвое и составило всего 12%. Это самый низкий показатель за все 15 лет наблюдений.
Можно констатировать, что сокращение в России числа тех, кто опасается открыто отвечать на подобные вопросы, а также неопределившихся и аполитичных, стало еще одной важной особенностью нашего времени.
Александр Желенин